Слово мастеру Джемсу
Мастер Джемс, по-своему речистый,
в отдых мне беседа – сущий дар.
Ты у нас слывешь специалистом,
ну, а я – пока что кочегар...
Третья смена примет экскаватор
и тогда, предчувствуя покой,
здесь присядь, чуть-чуть сутуловатый,
угости душистым табаком.
После дня рабочего напора так, по должности – вдвоем
этаким толковым разговором,
отдыхая, душу отведем.
Плохо, что в беседе перебои,
хоть крепка в пожатиях рука,
каждый день, работая с тобою,
говорим на разных языках.
А причина этому только два годочка отступя,
я, по роду-племени крестьянин,
коней пас по троицким степям.
Стройка мне не обошлася даром,
и, подумав прожитому вслед,
путь от пастуха до кочегара
называю первой из побед же, выслушай, как надо,
и по-русски здорово речист...
Знаю – ты пришел из Колорадо,
сам пришел, как верный коммунист.
Знаешь ты походы безработных,
полицейских тюрем тесноту,
и сейчас в работах и заботах
ты – на самом боевом посту.
И теперь на честном коммунисте,
на тебе, как давняя печать,
только и осталось званье – мистер,
сказанное чаще невзначай осталось для расплаты,
и, его ничуть не позабыв,
ты да я, да друг наш экскаватор
стали точкой мировой борьбы.
Сколько их? Никто не сосчитает
малых точек на большой Земле, –
в Англии, в Америке, в Китае,
в дальних странах, неизвестных мне.
И моих товарищей по росту
по ночам, на зорьке, до гудков
мучает бессонница не у машин, моторов и станков.
Да и мне покамест нет покоя,
дни коротки, ноченьки долги,
снится мне железо под рукою,
бьют меня по пальцам рычаги.
И товарищ, а не мистер,
согласись, товарищ, в час любой
обучать меня «на машиниста»,
чтобы стал я наравне с тобой.
Не беда, что говорим мы розно,
переводчик наш поёт в груди,
человек я малый, но серьёзный,
ты за мною сердцем последи.
Сумерки окутывают плечи,
самокрутки выкинуть пора...
Мастер Джемс, прощаясь в этот вечер,
руку жал приветливей и крепче,
чем в другие дни и вечера
1. Какие средства художественной изобразительности использует автор в данном стихотворении (метафора, сравнение, эпитеты…)? Назовите их и определите их функцию в тексте. Проанализируйте особенности морфологии в данном стихотворении. Какие части речи преобладают и почему?
2. Какие трудовые достижения описаны в данном стихотворении. В чём заключается особенность достижения «от пастуха до кочегара»? Каково отношение к человеку труда в описываемую эпоху?
3. Почему в конце стихотворения Мастер Джемс «руку жал приветливей и крепче»?
У Настасьи умер муж, Степан, от которого ей досталась красивая шкатулка. В шкатулке было много драгоценных камней и разных украшений, в которых чувствовалась рука настоящих мастеров.
Многие купцы уговаривали вдову продать им шкатулку, но Настасья знала цену этим настоящим сокровищам и не торопилась продавать их. Её дочь Танюшка тоже была против продажи малахитовой шкатулки. Она любила рассматривать драгоценности и любоваться красивыми украшениями.
Но случилось несчастье, был сильный пожар, дом сгорел, и женщинам пришлось продать малахитовую шкатулку. Так украшения Степана попали в руки богатого барина, который, увидев Танюшку, влюбился в нее и решил взять ее в жены.
Но девушка сказала, что выйдет замуж только после того, как увидит настоящую царицу. А барин уже всем рассказал про свою красавицу и рукодельницу невесту, и царица пригласила Танюшку на приём знатных гостей.
Барин вышел встретить уральскую красавицу, но когда увидел ее в простой скромной шубейке, испугался и спрятался. Девушка всё поняла, скинула шубейку и, войдя в колонну в шикарном малахитовой платье, исчезла. Вместе с ней исчезли все драгоценные камни и богатые украшения из малахитовой шкатулки.