Слово о полку игореве»
i вариант
i. тестовая работа.
1. укажите временные рамки :
а) ix – xvii века; б) x – xvi века; в) x – xvii века; г) xi – xvii века.
2. какой из перечисленных жанров не относится к :
а) житие; б) былина; в) похвала; г) сказание; д) притча.
3.когда была найдена рукопись «слово о полку игореве»:
а) в 1792 году; б) в 1796 году; в) в 1800 году; г) в 1794 году.
4. «слово о полку игореве» является ярким памятником :
а) xii века; б) xiv века; в) xiii века; г) xvii века.
5. в «» отражена эпоха, характеризующаяся:
а) усилением централизованной власти;
б) феодальной раздробленностью;
в) освобождением из-под монголо-татарского гнёта;
г) приближением петровских преобразований.
6. центральной фигурой в образной системе «» является:
а) всеволод; б) святослав; в) игорь; г) сказитель боян.
7. действие «» разворачивается:
а) в путивле; б) в киеве;
в) на реке каяле; г) во всех названных местах.
8. «» построено в форме:
а) авторского повествования; б) исповеди главного героя;
в) воспоминания дружинника; г) рассказов разных лиц.
9. автор «» в ходе повествования:
а) остаётся за рамками действия; б) заявляет собственную позицию; в) умаляет свои таланты; г) открыто подражает манере бояна.
10.какие линии переплетаются в «слове…»?
а) патриотическая и сатирическая; б) лирическая и нравственная;
в) патриотическая и лирическая; г) религиозная и гражданская.
11. какой из князей в "слове о полку игореве" изображён так: "бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, – там лежат поганые головы половецкие"?
а) игорь; б) всеволод; в) владимир; г) святослав.
12. сколько дней продолжалась битва (второе сражение) войска во время похода князя игоря?
а) один день; б) два дня; в) три дня; г) четыре дня.
13. кто из героев «слова о полку игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?
а) ярославна, жена игоря; б) святослав, князь киевский;
в) всеволод, брат игоря; г) сам князь игорь.
14. к какому роду относится «слово о полку игореве»?
а) эпос; б) лирика; в) драма; г) лиро-эпическое произведение.
15. к кому не обращалась ярославна за :
а) к солнцу; б) к ветру; в) к днепру; г) к путивлю.
ii. ответ на второй части необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
в1. какое событие лежит в основе произведения?
в2. в «» используется фрагменты, где описывается природа. как называется такой вид описания в произведении?
в3. какое средство художественной выразительности, характерное для фольклора, встречается в тексте «»: «чистое поле», «серые волки», «синее море».
в4. какое изобразительное средство использует автор: «скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные»?
в5. под каким названием известен лирический фрагмент, включённый автором «слова» в эпическое повествование о воинском походе?
в6. текст «слова…» содержит устаревшие слова: «шеломы», «ярый», «стяги». укажите названия таких слов.
в7. определите жанр «слова…» (в современном ).
iii. развёрнутый ответ на вопрос (дайте связный ответ на вопрос в объёме 3 – 10 предложений).
с1. перечислите особенности .
с2. сформулируйте и обоснуйте своё согласие или несогласие с позицией д.с. лихачёва: «в образе князя игоря святославича подчёркнуто, что события сильнее, чем его характер. его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. сам по себе игорь святославич не плох и не хорош…» или
с3. сформулируйте идею «слова о полку игореве».
или
с4. охарактеризуйте особенности композиции «слова о полку игореве».
. «слово о полку игореве»
Николенька Иртеньев - мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были "так сладки и приветливы", нежные прикосновения ее рук, "грустную, очаровательную улыбку". Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу "как-то странно сливались в одно чувство", и от этого на душе у него становилось "легко, светло и отрадно", и он начинал мечтать о том, "чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны... ".
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина - Наталья Саввишна. "Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение", она привила Николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.
Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира "больших". Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Повесть Л. Н. Толстого "Детство" нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. "Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, - отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, - в этом бессмертие и художественное величие его повести".
Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви
Чувства — величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.
По мнению психологов, чувство — это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость — эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.
Наукой доказано, что положительные эмоции — радость, нежность, удовольствие и другие — являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.
Одно из прекрасных чувств — дружба -появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. «Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь» (К. С. Льюис).