Времен Екатерины... отвечу загадочно, но с бонусом... ЕРМАК Ревела буря, дождь шумел, \ Во мраке молнии летали, \ Бесперерывно гром гремел, \ И ветры в дебрях бушевали... \ Ко славе страстию дыша, \ В стране суровой и угрюмой, \ На диком бреге Иртыша\ Сидел Ермак, объятый думой. Кондратий Рылеев 1821 ДУМЫ\ XII. Смерть Ермака\П. А. Муханову
Для того ль Ермаковы охотники\ Белку били дробинкою в глаз; \ Для того ль пугачевские сотники\ Смердам чли Государев Указ; Дмитрий Кедрин 1942 Из сборника “День гнева” 1945. 1941
Гулял свободно, грабил караваны\ И ужас наводил он на купцов; \ Не страшны были царские охраны\ Отборной шайке вольных удальцов. \ Но надоело для корысти чуждой\ Свой хоровод разбойничий водить -\ И захотелось честной, верной службой\ Свои грехи былые искупить. Александр Навроцкий 1885 ЕРМАК Светлый день идет на вечер, \ А казацкий пир к исходу... \ Вдруг большой их воевода, \ Тот Ермак ли Тимофеич, \ \ Выпив чашу едным духом, \ Быстро встал из-за стола. \ "Нет, товарищи! - сказал он, -\ Рано нам еще на отдых; Петр Ершов 1837 СУЗГЕ\Сибирское предание Голос одного остяка\ (из-за кулис) \ Сюда, за мною! \ Там на скалах я вижу казака. \ (Многие остяки выбегают из стана) \ Ермак\ Ужели вы забыли Ермака! Алексей Хомяков 1826 ЕРМАК ЕРМАК Эх, братцы, с ним не станешь много спорить. \ Поверьте мне, я знаю Ермака: \ Не званием, не властью атаманской\ Вселяет страх он в смелых казаков. Алексей Хомяков 1826 ЕРМАК В такой-то -- "шкуру сдергивай"\ Обход -- "свою, д... мак! "\ Самопервейшим жерновом\ Ко дну пошел Ермак. Марина Цветаева. Сибирь Ермак только ермак только Арсеньев\ только беллинсгаузен крузенштерн. \ антон антонович болен свинкой\ и доступ к коллекциям прекращен. Данила Давыдов Ах, лучше б трус, потоп иль гром\ Всемощны на нее послали, \ Чем быть попранной Ермаком! Младый\ Бичом и ужасом природы!.. \ Кляните вы его всяк час, \ Сибирски горы, холмы, воды: \ Он вечный мрак простер на вас! Иван Дмитриев 1794 ЕРМАК Ермак воспрянул ото сна\И, гибель зря, стремится в волны, \Душа отвагою полна, \Но далеко от брега челны! \Иртыш волнуется сильней —\Ермак все силы напрягает\И мощною рукой своей\Валы седые рассекает... Кондратий Рылеев СМЕРТЬ ЕРМАКА П. А. Муханову 1821 Да, вот еще. С дружиной Ермака \Шел в дальние неведомые страны \Гусляр Терентий. Он протяжной песней \О чистых водах Волги и Оки, \О вольнице. О подвигах казаков. Михаил Погарский Из цикла «МЕТАМОРФОЗЫ НОРМЫ» \повесть, мощенная ритмом Ермак Для того ль Ермаковы охотники Белку били дробинкою в глаз; Для того ль пугачевские сотники Смердам чли Государев Указ; Дмитрий Кедрин Ермак и Екатерина\ Боролись за природные ресурсы\ Под прикрытием православия, это понятно, \ Это вам скажет любой историк колонизации. \ Но мы-то, мы-то?
В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, роман и т. д.) . Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького) . Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни — события и героев семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках — Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях — жена, муж, свекровь. От литературы фольклор отличается и особой системой выразительных средств. Например, для композиции (построения) фольклорных произведений характерно наличие таких элементов, как запев, зачин, присказка, замедление действия (ретардация) , троичность событий; для стиля — постоянные эпитеты, тавтологии (повторения) , параллелизмы, гиперболы (преувеличения) и т. д. Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т. д. Это объясняется тем, что фольклор как вид народного искусства отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль также играют сходство исторического развития, географическая близость, передвижения народов и т. д.
ЕРМАК Ревела буря, дождь шумел, \ Во мраке молнии летали, \ Бесперерывно гром гремел, \ И ветры в дебрях бушевали... \ Ко славе страстию дыша, \ В стране суровой и угрюмой, \ На диком бреге Иртыша\ Сидел Ермак, объятый думой. Кондратий Рылеев 1821 ДУМЫ\ XII. Смерть Ермака\П. А. Муханову
Для того ль Ермаковы охотники\ Белку били дробинкою в глаз; \ Для того ль пугачевские сотники\ Смердам чли Государев Указ; Дмитрий Кедрин 1942 Из сборника “День гнева” 1945. 1941
Гулял свободно, грабил караваны\ И ужас наводил он на купцов; \ Не страшны были царские охраны\ Отборной шайке вольных удальцов. \ Но надоело для корысти чуждой\ Свой хоровод разбойничий водить -\ И захотелось честной, верной службой\ Свои грехи былые искупить. Александр Навроцкий 1885 ЕРМАК
Светлый день идет на вечер, \ А казацкий пир к исходу... \ Вдруг большой их воевода, \ Тот Ермак ли Тимофеич, \ \ Выпив чашу едным духом, \ Быстро встал из-за стола. \ "Нет, товарищи! - сказал он, -\ Рано нам еще на отдых; Петр Ершов 1837 СУЗГЕ\Сибирское предание
Голос одного остяка\ (из-за кулис) \ Сюда, за мною! \ Там на скалах я вижу казака. \ (Многие остяки выбегают из стана) \ Ермак\ Ужели вы забыли Ермака! Алексей Хомяков 1826 ЕРМАК
ЕРМАК Эх, братцы, с ним не станешь много спорить. \ Поверьте мне, я знаю Ермака: \ Не званием, не властью атаманской\ Вселяет страх он в смелых казаков. Алексей Хомяков 1826 ЕРМАК
В такой-то -- "шкуру сдергивай"\ Обход -- "свою, д... мак! "\ Самопервейшим жерновом\ Ко дну пошел Ермак. Марина Цветаева. Сибирь
Ермак только ермак только Арсеньев\ только беллинсгаузен крузенштерн. \ антон антонович болен свинкой\ и доступ к коллекциям прекращен. Данила Давыдов
Ах, лучше б трус, потоп иль гром\ Всемощны на нее послали, \ Чем быть попранной Ермаком! Младый\ Бичом и ужасом природы!.. \ Кляните вы его всяк час, \ Сибирски горы, холмы, воды: \ Он вечный мрак простер на вас! Иван Дмитриев 1794 ЕРМАК
Ермак воспрянул ото сна\И, гибель зря, стремится в волны, \Душа отвагою полна, \Но далеко от брега челны! \Иртыш волнуется сильней —\Ермак все силы напрягает\И мощною рукой своей\Валы седые рассекает... Кондратий Рылеев СМЕРТЬ ЕРМАКА П. А. Муханову 1821
Да, вот еще. С дружиной Ермака \Шел в дальние неведомые страны \Гусляр Терентий. Он протяжной песней \О чистых водах Волги и Оки, \О вольнице. О подвигах казаков. Михаил Погарский Из цикла «МЕТАМОРФОЗЫ НОРМЫ» \повесть, мощенная ритмом
Ермак Для того ль Ермаковы охотники Белку били дробинкою в глаз; Для того ль пугачевские сотники Смердам чли Государев Указ; Дмитрий Кедрин
Ермак и Екатерина\ Боролись за природные ресурсы\ Под прикрытием православия, это понятно, \ Это вам скажет любой историк колонизации. \ Но мы-то, мы-то?
Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни — события и героев семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках — Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях — жена, муж, свекровь.
От литературы фольклор отличается и особой системой выразительных средств. Например, для композиции (построения) фольклорных произведений характерно наличие таких элементов, как запев, зачин, присказка, замедление действия (ретардация) , троичность событий; для стиля — постоянные эпитеты, тавтологии (повторения) , параллелизмы, гиперболы (преувеличения) и т. д.
Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т. д. Это объясняется тем, что фольклор как вид народного искусства отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль также играют сходство исторического развития, географическая близость, передвижения народов и т. д.