В повестях автобиографической трилогии «Детство», «В людях» (1913-1916) и «Мои университеты» (1925) М.Горький изображает героя к духовному саморазвитию. Процесс формирования человека был новым в литературе. В известных произведениях о детских годах С.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого основное внимание уделялось изображению внутреннего мира ребенка. Исследователи горьковского творчества считают, что социальная природа героя трилогии, общность судьбы с народом отличают это произведение от других образцов автобиографического жанра.Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и русская жизнь в определенную эпоху. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Сам писатель много видел и испытал в детстве. Он писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит; ибо это — живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.И есть другая, более положительная причина, побуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, — русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12-й главе, они являются ведущей нитью повести. Не в хронологическом порядке, последовательно и спокойно движется повествование: картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на ребенка.Так, на смену тяжелому впечатлению от картин трагической смерти отца приходит ощущение счастья от близости с необыкновенным человеком — бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние на Алешу оказали те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не является новым, но сложность заключается в том, что изображаемое в повести видится и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, расценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ, позволяет сделать вывод о том, что Горький пытался вызвать отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и талантливому русскому народу.
Глава I
-Смерть отца и конец детства.
-Переезд в Нижний Новгород.
-Дом Кашириных,злость и зависть.
Глава II
-Испорченная скатерть.
-Первая порка и болезнь.
-воспитание бабушки и отъезд матери.
Глава III
-Дружба с Цыганком.
-Страшная тайна Якова и мастер Григорий.
-Смерть под крестом,гибель Цыганка.
Глава IV
-Пожар,бесстрашная хозяйка.
-Чудеса бабушки и бессилие деда.
-Смерть тётки Натальи.
Глава V
-Новый дом,разъезд с дядьями.
-Множество квартирантов.
-Обучение Алёши грамоте.
Глава VI
-Кошмар в доме.
-Война Михайло и деда.
-Ранение бабушки.
Глава VII
-Мастер григорий.
-По миру,с протянутой рукой.
-Жестокость жизни ,атмосфера дома деда.
Глава VIII
-Переезд и новые жильцы.
-Хорошее дело и побои деда.
-Потеря друга.
Глава IX
-Извозчик Пётр.
-Вражда с крепостным.
-Знакомство и тайная дружба.
Глава X
-Возвращение матери.
-Месть деду.
-Отпор Варвары.
Глава XI
-Хозяйка в доме.
-Школа и болезнь.
-Знания об отце.
Глава XII
-Замужество матери.
-Неудачный брак.
-Жизнь на улице.
Глава XIII
-Снова у деда.
-Разорение деда ,смерть матери.
-"В люди",один в самостоятельную жизнь.