1566 год. российское царство. александровская слобода.
ранним студёным утром на крыльце появился высокий согбенный старец в чёрном куколе. темноту рассеивал светильник в его руке. в тусклом свете из-под нависших бровей сверкали серые впавшие глазки, куцая рыжеватая бородка окаймляла сухое лицо, большой загнутый нос придавал что-то птичье образу его. он сходил по каменным ступеням на двор; гулко раздавался стук игуменского посоха. широкий двор пересёк торопливо старец и исчез за дверью. теперь по узкой каменной лесенке поднимался он на звонницу. не раз смиренный игумен будил братию к службе колокольным звоном, как заботливый отец, наипаче думая о спасении душ чад своих. качнулся язык большого колокола и ударом своим всколыхнул тишину ночную. удары следовали один за другим, старец всё сильнее дёргал за верёвку, оглашая округу неистовым благовестным звоном. внизу на дворе замерцали огоньки. сначала появился один, вслед за ним другой, а затем уже десятки и сотни огоньков двигались и собирались возле соборной церкви. колокольный звон смолк. игумен спускался по лесенке на двор. в длинных чёрных ризах с посохами в руках братия стояли, выстроившись в два ряда. игумен ступал по трескучему снегу меж братьев своих. на паперти он передал светильник чернецу с хитрыми азиатскими глазками, обронив небрежно: «михайле, о делах наших после поговорим».
объяснение:
измену грызла пёсья пасть,
метла врагов сметала,
и каждый, каждый мог пропасть,
и сколько пропадало…
н. п. кончаловская «наша древняя столица»
1566 год. российское царство. александровская слобода.
ранним студёным утром на крыльце появился высокий согбенный старец в чёрном куколе. темноту рассеивал светильник в его руке. в тусклом свете из-под нависших бровей сверкали серые впавшие глазки, куцая рыжеватая бородка окаймляла сухое лицо, большой загнутый нос придавал что-то птичье образу его. он сходил по каменным ступеням на двор; гулко раздавался стук игуменского посоха. широкий двор пересёк торопливо старец и исчез за дверью. теперь по узкой каменной лесенке поднимался он на звонницу. не раз смиренный игумен будил братию к службе колокольным звоном, как заботливый отец, наипаче думая о спасении душ чад своих. качнулся язык большого колокола и ударом своим всколыхнул тишину ночную. удары следовали один за другим, старец всё сильнее дёргал за верёвку, оглашая округу неистовым благовестным звоном. внизу на дворе замерцали огоньки. сначала появился один, вслед за ним другой, а затем уже десятки и сотни огоньков двигались и собирались возле соборной церкви. колокольный звон смолк. игумен спускался по лесенке на двор. в длинных чёрных ризах с посохами в руках братия стояли, выстроившись в два ряда. игумен ступал по трескучему снегу меж братьев своих. на паперти он передал светильник чернецу с хитрыми азиатскими глазками, обронив небрежно: «михайле, о делах наших после поговорим».
ответ:
евгений онегин получил типичное для аристократической молодежи
своего времени образование и воспитание под руководством
француза-гувернера, который "учил его всему шутя, не докучал
моралью строгой, слегка за шалости бранил и в летний сад гулять водил".
и все же онегин достаточно хорошо знал латынь, "чтоб эпиграфы
разбирать, потолковать об ювенале", античную ,
современную , .
образ жизни онегина типичен для молодой столичной аристократии:
, рестораны, театры, прогулки по невскому, любовные приключения –
полный набор удовольствий. но евгений устал от этого и он стремится
вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразие
на простор живой, полнокровной жизни.
автор подчеркивает достоинства, выделяющие онегина над
обывательской массой: "…мечтам невольная преданность,
не подражательная странность и резкий, охлажденный ум",
"и гордость, и прямая честь", "души прямое благородство".
интересно, что и автор, и онегин - молодые люди, принадлежащие
светскому обществу, находящие удовольствие в блестящем, но пустом
времяпрепровождении: рестораны, театры, . пролетает юность,
и оба они ощущают разочарованность в светских развлечениях.
пушкин рисует читателю свои встречи с онегиным в этот период:
я был озлоблен, он угрюм;
страстей игру мы знали оба;
томила жизнь обоих нас;
в обоих сердца жар угас..
белыми ночами в петербурге автор и его герой гуляли по набережным,
вспоминали юные годы, спорили, размышляли, собирались
вместе отправиться в путешествие за границу, но судьба распорядилась
иначе: пушкин оказался в южной ссылке, онегин - в деревне.
несмотря на явное внешнее сходство характеров автора и героя,
пушкина и онегина нельзя сравнивать всерьез. и не только потому,
что онегин - создание поэта, плод его вымысла.
отделяя себя от своего героя ("всегда я рад заметить разность
между онегиным и мной… "), пушкин тем не менее признает онегина
человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но
и по многим душевным качествам.
но с образом автора не все так просто. дело в том, что он не только
лирический герой романа, он еще и его персонаж.
пушкин смешивает свою, отдельную, "лирическую реальность" с реальностью вымышленных персонажей. так, у пушкина и у онегина есть общие знакомые:
к talon помчался: он уверен,
что там уж ждет его каверин, –
пишет автор, называя своего друга приятелем героя романа.
автор упоминает о том, что они с онегиным собирались путешествовать
вместе. и более того, у автора по неизвестно каким причинам оказываются
письма онегина и татьяны друг к другу:
письмо татьяны предо мною;
его я свято берегу,
читаю с тайною тоскою
и начитаться не могу.
и такое "смешение" не выглядит неуместным, так как сам главный герой
евгений онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи,
настолько реалистичен, что многие современники поэта готовы были
видеть в нем черты своих знакомых, считая их прототипами героя.