СОЧ №4 ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС
Время ыполнения-40 минут.
Понимание и ответы на во Задание1. Выполните задания. [5]
1.Укажите минимум 3 признака «святочного рассказа». [1]
A общая атмосфера чудесного изменения мира или героя
B) изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов
C) исключительный конфликт между героем и средой
D) изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне
2. Какое выразительное средство использовал автор в предложении: «…хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались»? [1]
A) олицетворение B) перифраз C) синекдоха D) гипербола
3. Чего пытался добиться Беликов своим острожным поведением? Какую фразу он часто любил повторять? [1]
4. Дайте развернутый ответ на во почему А.С.Пушкин назвал свою повесть «Пиковая дама»? [2]
Анализ и интерпретация. Оценка и сравнительный анализ
Задание. Выполните одно из заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 200-250 слов. [10]
1. Сопоставьте героинь произведений Лескова «Жемчужное ожерелье» и Мопассана «Ожерелье». Как авторы раскрывают свою позицию через эти образы женщин? Какой, на ваш взгляд, смысл финала новеллы Мопассана: трагичный или комичный?
2. «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”- говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения. Но ли ему это ли он достичь того, к чему стремится? Какие из перечисленных качеств Германн демонстрирует в сюжете повести и как?
3. Объясните в чем заключается «футлярное» мировоззрение Беликова из рассказа «Человек в футляре»? Актуален ли образ Беликова?
4. Сравните представителей семьи Туркиных с окружением Ольги Ивановны из рассказа «Попрыгунья», выявите черты сходства ли эти герои, «посвятившие себя творчеству», следовать высоким нравственным идеалам, создать что-то ценное для искусства?
5. Что стало, по-вашему, причиной духовного опустошения Старцева, героя рассказа А.П.Чехова «Ионыч»? Была ли у него возможность построить свою судьбу по-другому? Если да, то как ?
Павел Кирсанов не скрывает свое негативное отношение к Базарову, часто называя его - "синьор этот, нигилист этот", "лекаришка", "Шарлатан".
Николай Кирсанов же, человек более сдержанный, с Базаровым он не вступает в какие либо споры. Он уже давно в отставке, поэтому предпочитает более спокойный и размеренный образ жизни.
Центральный конфликт - разносторонность взглядов, мировоззрения.
Как можно помнить, то семья Кирсановых отдает свое предпочтения либералистическим взглядам, Базаров же нигилист при этом сохраняя свою индивидуальность, его рассуждения схожи с революционно-демократическим путем мышления. Базаров своеобразен и немного отчужден от остальных, он независим от чужого мнения (как та осина у ямы из его детства, одинокая и независимая). Аркадий - молодой дворянин, друг и ученик Базарова. Увлекается идеей нигилизма поверхностно. Он остается так скажем в сторонке от общего конфликта, поэтому отношение к нему - нейтральное.
В ходе спора две стороны захватывают такие темы, как - Крестьянство и его роль в обществе, Сельское хозяйство, Развитие государства, искусство, наука и т.д. Базаров, можно сказать "заглянул в будущее" предугадав революционное мышление, которое произошло позже. Базаров привлекает своим индивидуальным мышлением, он другой не похожий на других. Павел Петрович тоже оставляет за собой нотки симпатии у читателя, так как он положительный герой, имеющий собственное мнение и просто как его называли - хороший мужик.
Последующая картина: на просторном поле бойцы строят укрепление. Потом наступает утро, подымается солнце, освещает лес и пушки. В это время начинают наступать французы.
Рассказчик, артиллерист, забивает в пушку заряд, другой боец готовится поднести фитиль. Они храбрые и не страшатся парящих ядер.
Потом наступает ночь. Российские тихо дремлют на биваке либо сосредоточенно готовятся к бою: чистят кивера, точат штыки. В это время в лагере французов шумно празднуют завтрашнюю победу, которую они еще не одержали.
Наступает утро, и все приходит в движение. На редут нападают конники, полковник призывает воинов стоять насмерть под Москвой, идет в бой совместно с бойцами и падает, сраженный булатом, другими словами саблей.
С высоты холмика рассказчик лицезреет картину боя. По полю двигаются разные рода войск, пушечный дым и дым пылающих деревень застилает округи, летят ядра и пули, ржут жеребцы, бойцы бьются в рукопашной схватке.
Смеркается, и французы отступают. Российские считают утраты и отдыхают.