СОЧ по литературе Сатира, в отличие от юмора:
А) изображает что-либо в комическом виде В) не имеет конкретного адресата
С) обличает пороки, высмеивает зло D) основана на преувеличении
2. Мораль басни "Волк и ягненок" заключается в словах:
А) «У сильного всегда бессильный виноват..." В) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
С) «Где силой взять нельзя, Там надобна ухватка» D) «Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое»
3. Отличительные черты характера Митрофана (Д. И. Фонвизин «Недоросль»):
А) застенчивость и учтивость В) образованность и высокомерие
С) лень и глупость D) эгоизм и жадность
4. Общественный порок, против которого была направлена комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»:
А) против раболепия В) невежества С) чинопочитания D) казнокрадства
5.Почему русский язык считается трудным ( по рассказу М. Зощенко «Обезьяний язык») ?
А) Из-за обилия иностранных слов
В) Из-за несоответствия написания произношению
С) Из-за слов, содержащих в себе несколько согласных подряд
D) Из-за большого количества длинных трудных слов
6) Над чем (над кем) смеется М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов накормил»? Почему это сатирическая сказка? Аргументируйте свой ответ.
ПРИМЕНЕНИЕ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ И ОЦЕНКА (12Б)
ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте отрывок из произведения М. Зощенко «Не надо врать». Определите, какую роль в раскрытии характеров героев играет этот эпизод.
Используйте цитаты из произведений для подтверждения своих аргументов.
Вопросы для анализа:
1. как вы относитесь к реакции папы после прихода женщины с найденным ею дневником?
2. почему папа считает, что люди, которые врут, «смешны и комичны»? Согласны ли вы с таким мнением?
3. за что папа стал целовать Миньку?
4. какие слова отца вызвали слезы у Миньки? Почему он так отреагировал?
5. найдите в тексте изобразительно-выразительные средства. С какой целью автор использует их в тексте?
6. какую роль играет данный эпизод в раскрытии характера Миньки?
…Пришла какая-то женщина и сказала:
— На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.
Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, все понял. Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:
— Люди, которые идут на вранье и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их вранье всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным.
Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов. Я сказал:
— Вот что: еще один мой, третий, дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.
Вместо того чтоб на меня рассердиться еще больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.
Он сказал:
— То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне дает надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.
И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.
Это к папе пришел мой учитель. И сказал ему:
— Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?
Папа сказал:
— Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.
Учитель сказал папе:
— Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае — это недоразумение. Извините. Покойной ночи.
И я, лежа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду.
И я действительно так всегда и теперь поступаю. Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.
Итоговый вопрос: Какой жизненный урок получил Минька из этой истории с дневником?
СХЕМА ВЫСТАВЛЕНИЯ
Описание
7-8 Показывает отличное понимание темы, идеи, жанра, выделяет наиболее характерные особенности. Представляет подробный анализ использованных автором языковых средств, комментирует их с использованием цитат.
ЗАДАНИЕ 3: Рассмотрите иллюстрацию к произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль». Напишите развернутый ответ на вопросы:
Опишите каждого проиллюстрированного героя.
Как художнику удалось или не удалось передать образы главных героев? Из чего это видно?
Схема выставления
Описание
4Б Полностью раскрывает тему задания, четко выражает свои мысли, идеи. ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию. Развивает свои идеи в логической последовательности. Применяет широкий спектр лексики и синтаксических конструкций.
в королевстве жил-был король _ великий. долго жил, не тужил, да только услышал он про чудо-рыбу. сказывают, будто рыба эта такая огромная, что умещается на ней целая деревня. интересно стало _ королю великому, простился он с матушкой и батюшкой, сел на доброго коня, да и отправился в путь. долго ли, коротко ли скакал _, да прискакал он к самому синему морю. море расстилается перед ним вдаль, гладкое прегладкое, как волшебное зеркальце, которое у василисы премудрой есть. залюбовался _, да только чудо - рыбы не видно было. опечалился наш король, думал, обманули его, хотел было назад повернуть, да увидел мужичка. окликнул его _ великий, да и спрашивает: ”так и так, дескать, есть ли тут рыба огромная, на которой деревня есть целая? ” а мужичок отвечает: “бывает тут такая, вот только сейчас рыба в бескрайний океан ушла – кормиться. вишь, море спокойно. а вот забурлит синее море, поднимутся волны, знай – плывёт огромная рыба”. послушался _ - король и стал ждать. ждал он, ждал, да только рыба не показывается никак. опечалился король наш, думал, обманул его мужичок, только уходить собрался, как вдруг забурлило, зашумело море синее, поднялись волны могучие – быстро, как вихрь плывёт чудо-рыба. успокоилось море, улеглись волны – приплыла рыба на своё место. как увидел _ – великий чудо-рыбу, чуть с коня не упал. огромна та рыба, так огромна, что на ней целая деревня есть. и храм, и поля, и дома. вон на поляне красны девицы в нарядных платьях, хоровод водят, по дороге телега едет, на хвосте чудо - рыбы горы высокие, а на плавнике лес дремучий. подивился _ – корону свою поправил, да и поехал домой. долго ли, коротко ли ехал, да только встречали его матушка с батюшкой, слушали его, да дивились чудо - рыбе.
_=вставь своё имя