СОЧ ПО РУССКОЙ ЛИТРЕ Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник». Прожил так Жилин месяц. Днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет,
затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он
подпилком камни тер и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть. «Только бы, —
думает, — мне место хорошенько узнать, в какую сторону идти. Да не сказывают никто
татары».Вот он выбрал время, как хозяин уехал; пошел после обеда за аул на гору, —
хотел оттуда место посмотреть. А когда хозяин уезжал, он приказал малому за Жилиным
ходить, с глаз его не спускать. Бежит малый за Жилиным, кричит:— Не ходи! Отец не
велел. Сейчас народ позову! Стал его Жилин уговаривать.— Я, — говорит, — далеко не
уйду, — только на ту гору поднимусь: мне траву нужно найти — ваш народ лечить.
Пойдем со мной; я с колодкой не убегу. А тебе завтра лук сделаю и стрелы. Уговорил
малого, пошли. Смотреть на гору — недалеко, а с колодкой трудно; шел, шел, насилу
взобрался. Сел Жилин, стал место разглядывать. На полдни, за горой, лощина, табун
ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще
гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше
всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других
шапкой стоит. На восход и на закат — всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в
ущельях. «Ну, — думает — это всё ихняя сторона». Стал смотреть в русскую сторону: под
ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно, — бабы
сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж
двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется.
Стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и где
заходило. Видит: так точно, в этой долине должна быть наша крепость. Туда, промеж этих
двух гор, и бежать надо.
1. Разбей текст на смысловые части (абзацы).
2. Озаглавь отрывок.
3. Составь простой план.
Подбери к каждому пункту плана соответствующие цитаты.
4. Определи роль эпизода в произведении, докажи свою точку
зрения.
Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.
Действие рассказа происходит в начале ХХ в., в Москве и на Черноморском побережье.
Чтение - труд или отдых?. С ответом на этот вопрос могла поспорить главная героиня романа Шарлотты Бронте по имени Джейн Эйр. Она- молодая девушка, которая выросла в семье тетушки и ее детей, искренне ненавидящих ее. Любимим занятием Джейн в детстве , а после и в юности стало чтение книг.Читая книги она морально отдыхала от окружающего ее мира, от всех людей,которые не любили и не могли ее тарпеть.Благодаря глубокой начитанности, в будущем она стала сильным человеком. Конечно, она не могла всего узнать только из книг,но они тоже сыграли огромную роль в становлении ее личности и нелегкого характера. Уехав их тетушкиного дома. она жила в приюте, и по окончанию его стала учительницей. После,работала гувернанткой в престижном доме, где и встретила свою любовь. Книги проложили ее жизненный путь,и только благодаря им она поимела в жизни все, о чем даже и не мечтала:свой дом и кров, любящий муж и дети, спокойная и счастливая жизнь,без капли страха и страдания.
Поэтому, чтение это большой труд,который в будущем принесет огромные жизненные плоды и проложат путь человека в будущее.