СОЧ Прочитайте отрывок из повести Л.Толстого «Кавказский пленник»
Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется: -Твоя, Иван, хорош, - моя, Абдул, хорош. – А кормил плохо, - только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое.
Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.
А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал. «Где, - думает, - матери столько денег взять, за меня заплатить, И то она тем больше жила, что посылал ей. Если ей пятьсот рублей собрать, надо разориться в конец. Бог даст – и сам выберусь». А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев.
А Жилин на всякое рукоделье мастер был. Слепил он раз куклу с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу .Пошли татарки за водой.Хозяйская дочь Дина увидела куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подает им, Они смеются, а не смеют взять. Оставил он куклу, ушел в сарай и смотрит, что будет?
ПУНКТЫ ПЛАНА И ЦИТАТЫ ПИСАТЬ В ТАБЛИЦЕ
1. Составьте простой план отрывка (из 4 пунктов )
2. Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты
Центральное место в четвертой главе «Тараса Бульбы» - народное возмущение в связи с усилением социальных притеснений и жестокой расправой над гетыианом и полковниками, когда переполнилась чаша страданий, невыносимым стал национальный гнет, глумление над православной верой. «Запорожцы были глубоко преданы матери-отчизне. Они считали своей обязанностью защищать не только независимость Украины, но и оборонять православие от басурман и католиков». «Полудикий век» обострял классовое и социальное сопротивление народных масс полигике жестоких притеснений и расправ: огнем и мечом подавлялось любое народное возмущение, жестокая казнь ожидала каждого восставшего.
Мы видим - Остап и Андрей в первых боях; осада Дубно; ночной пейзаж и появление «привидения», предательство Андрея («И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!..»); прорыв войск противника; речь куренного атамана; приготовления к выходу врага из крепости; «польские витязи» и «козацкие ряды»; «крепкие на слово» козаки Охрим Наш, Мыкыта Голокопытенко, Попович; начало битвы, Остап в бою; походная и военная «служба» волов; Остап - куренной атаман; после сражения. Идейный пафос отдельных сцен и эпизодов, всей картины в целом - прославление высокой воинской доблести и массового героизма, мужества и стойкости, неустрашимости, силы, воинского искусства. На примере Остапа, мы понимаем, что подлинный характер человека проявляется в жестоких испытаниях, что только в кровавых сражениях закаляется его воля, крепость и мужество. Обратите внимание на авторский комментарий действий Остапа, всего запорожского войска в целом - от слов: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела…» до слов: «рыцарские его качества уже приобрели широкую славу качества льва»; и далее от слов: «Много тогда перебили врагов…» до слов: «стали прибирать тела и отдавать им последнюю почесть».
Б. литературные направления.
2. В русской литературе представителем (-ями) классицизма был(и):
А. Н.М. Карамзин.
В. М.В. Ломоносов.
3. Что из перечисленного не является чертой классицизма?
В. Приоритет чувства над разумом.
4. Открытие и разработка какого классицистического жанра в русской литературе 18 века принадлежит М.В. Ломоносову?
А. Ода.
5. Найди «третье лишнее» в тематике «Оды на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 г.» М.В. Ломоносова.
Б. Величие Творца.
6. Определи жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».
В. Комедия.
7. Действие в «Недоросле» происходит в:
В. Поместье Простаковых.
8. Определи конфликт «Недоросля».
Б. Стародум, Правдин, Милон – Простакова, Скотинин, Митрофан.
9. Найди «третье лишнее» в тематике «Недоросля».
А. Борьба с самодержавием.
10. Определи жанр главного произведения жизни А.Н. Радищева.
Б. Путешествие.
11. Эпиграф к книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - это…
В. символическое обозначение крепостничества.
12. Найди «третье лишнее» в тематике «Путешествия…» А.Н. Радищева.
А. Прославление самодержавия.
13. Что из перечисленного не является чертой сентиментализма?
Б. Патриотическая тематика.
14. Найди «третье лишнее» в названиях литературных жанров сентиментализма.
А. Басня.
15. Какая фраза повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее точно определяет идею произведения?
Б. «…и крестьянки любить умеют!»
16. Вставь пропущенную фамилию в высказывание В.Г. Белинского: «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным.: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории».
Б. Карамзиным.