Горе матери-крестьянки раскрыта в стихотворении «орина, мать солдатская» (1863) в этом стихотворении поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщины-крестьянки. в основе стихотворения - быль. некрасов вспоминал: "орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить". горе женщины в том, что ее единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер: девять дней хворал иванушка, на десятый день преставился. богатырского сложения, здоровенный был детинушка! жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам: вдруг метнулся.. смотрит жалобно.. повалился - плачет, кается, крякнул: "ваше благородие! " вижу - задыхается.. мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная! . для мужской части дореформенной деревни величайшим бедствием была двадцатилетняя рекрутчина крестьянин возвращался с военной службы или больным («орина, мать солдатская» ) или изувеченным инвалидом с грошовым пенсионом («полного выдать не велено: сердце насквозь не прострелено» — «кому на руси жить хорошо») . голодная, нищая и бесправная деревня выгорает («ночлеги» ) и вымирает («похороны» , «мороз-красный нос») . это стихотворение прославляет материнскую и сыновнюю любовь, которая торжествует на только над ужасами николаевской солдатчины, но и над самой смертью. аринушка глубоко страдает, наблюдая мучения сына, но не ропщет, не возмущается, принимает мир божий таким, какой он есть.поразительно, что в самый трагический момент своей жизни крестьянка все-таки слышит соловьиное пение и остро переживает его красоту (отсюда эмоционально-выразительное наименование соловья "соловушкой").
наши предки, древние славяне, подобно античным грекам, представляли мир как результат действия богов и поклонялись силам природы, потому что были тесно связаны с ней, зависели от неё. они представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. так в нашем языке сохранились следы мифологических представлений.
верховный бог античных греков – зевс, у древних славян это перун, который являлся также богом войны (у греков бог войны – арес). бог земледелия у славян – ярило, у греков богиней плодородия и земледелия является деметра. бог огня у славян – сварог, у греков – гефест. у славян были и боги, сопровождающие их в обыденной жизни: леший, домовой, банник. у греков тоже были мелкие божества, которые жили в лесах и в доме.
наши предки, древние славяне, подобно античным грекам, представляли мир как результат действия богов и поклонялись силам природы, потому что были тесно связаны с ней, зависели от неё. они представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе не представляем его в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает тьму. мы говорим: ветер дует, земля плодородная, гроза свирепствует, дождь идёт. так в нашем языке сохранились следы мифологических представлений.
верховный бог античных греков – зевс, у древних славян это перун, который являлся также богом войны (у греков бог войны – арес). бог земледелия у славян – ярило, у греков богиней плодородия и земледелия является деметра. бог огня у славян – сварог, у греков – гефест. у славян были и боги, сопровождающие их в обыденной жизни: леший, домовой, банник. у греков тоже были мелкие божества, которые жили в лесах и в доме.