Мцыри- романтическая поэма Лермонтова. Сюжет произведения тесно связан с мыслями, стремлениями и переживаниями главного героя. Автор ищет своего идеального героя-борца и находит в образе Мцыри.
Юноша наделен характерными чертами романтического героя. Его пламенная натура, несчастная судьба и стремление к свободе являются отражением личности самого автора. Прежде всего Лермонтов обращает внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко рассказывается читателю в небольшой второй главе. Мцыри попал в монастырь еще в детстве, когда ему было 6 лет. Русский генерал оставил больного пленника в монастыре на пути к Тифлису. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Монастырь для него- это символ тюрьмы и неволи. Мцыри стремится увидеть родину, которой был лишен; взглянуть на родной аул; отыскать семью; познакомиться с тем миром, который находится за стенами монастыря.
Он говорит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
(Мцыри хочет «узнать, прекрасна ли земля/узнать,для воли иль тюрьмы/ на этот свет родимся мы».)
Убежав во время грозы, Мцыри впервые оказывается на воле. Состояние природы близко к состоянию души героя. Мцыри испытывает страх перед неизвестностью: «ни одна звезда не озаряла трудный путь». За ночью наступает утро, герой восхищается красотой и величием природы, чувствует себя ее частью. Теперь он видит «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родине. Пейзаж в поэме является не только фоном, окружающим героя, но и раскрытия его внутреннего мира. Многообразие и богатство пейзажа подчёркивают монотонность монастырской жизни. Мир свободной, дикой природы противопоставляется холоду стен монастыря. Для описания природы Лермонтов использует различные художественные средства, такие как сравнения(«я видел горные хребты, причудливые как мечты»), эпитеты( «Божий сад»), метафоры(«растений радужный наряд»), инверсии(«и вот в тени ночной врага почуял он»), аллитерации(« зрачки его недвижных глаз блеснули грозно»). Бой с барсом также играет важную роль в поэме , поскольку именно здесь проявляются внутренние и внешние силы героя. В этом бою Мцыри показан, который «быть бы мог в краю отцов/ Не из последних удальцов».
Пройдя множество испытаний, он так и не дошел до своего родного дома. Мцыри погибает, но благодарит судьбу за те прекрасные мгновения, которые она подарила ему на свободе, и понимает, что ради них и стоило рискнуть. «За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял»,- говорит Мцыри. Эпиграф «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю» отражает сожаление не о побеге из монастыря, а о столь ранней смерти. «Мед» -это путь свободе, без которой жизнь Мцыри лишена смысла. Вся поэма представляет собой монолог-исповедь о трех днях, проведенных на воле. Чувства и переживания Мцыри описывает не автор, а сам герой. Задача такой композиции- постепенное раскрытие его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим страстью к свободе, жаждой жизни. И герой бросает вызов судьбе. Стремление к свободе- это именно то, ради этого стоит жить и преодолевать трудности. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение поэзии тени его собственной личности»,- писал В. Г Белинский.
Лермонтов, как и его герой, рос оторванным от родных. Мцыри еще ребенком увезли от его семьи. А Лермонтову с его родным отцом не давала видеться воспитывавшая его бабушка.
Смиренно и даже равнодушно выслушивает страстную исповедь Мцыри монах. Точно так же относятся к происходящему в стране современники Лермонтова.
Стремление к свободе ,сильная страстная натура, непонимание со стороны окружающего мира, любовь к жизни, жажда познать её в полной мере и ранняя смерть- черты, сближающие Лермонтова с его героем Мцыри. Живущий в период николаевской «эпохи безвременья», Лермонтов выступал против цензуры, запретов, казней, ссылок и деспотичной власти, лишающей человека свободы.
причина драмы наташи ростовой заключается и в сложности, противоречивости характера андрея болконского. в его характере много враждебного душе девушки. наташа прелестна доверчивостью, верой в человека. в момент встречи с князем андреем «она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность зла, несчастья и горя».
болконский другой. он часто бывает жесток и несправедлив. гордый и самолюбивый до крайности, он так и не смог понять драму наташи. долго ей приходится ждать ответ на вопросы, касающиеся всей ее жизни: « простит ли он меня когда-нибудь? не будет он иметь против меня злого чувства? »
наташа любит андрея со всей силой, на какую способна, угадывает его желания, постигает ему самому неясные мысли, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана. войдя в его жизнь, она живет ею - поэтому и ее жизнь кончилась, когда андрея не стало.
какое право имеет человек забыть умершего, пережить свое горе, вернуться к радостям жизни, полюбить снова?
княжна марья огорчилась, увидев, как изменилась наташа, встретив пьера: «…неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его, - думала княжна » но и она, со своим острым нравственным чутьем, чувствовала, что «не имела права ее даже в душе своей».
для толстого красота и величие жизни - прежде всего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. потому-то он так любит наташу, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. это естественное качество человека, и нельзя его осуждать, иначе жизнь бы остановилась. наташу возродило новое горе - гибель пети. она «думала, что жизнь ее кончена. но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. проснулась любовь, и проснулась жизнь».
кто виноват, что отношения наташи и андрея не сложились? я думаю, что здесь нет и не может быть виноватых. князь болконский обладал сложным и тяжелым характером, уровень его духовного развития не позволял герою любить в полной мере, всей душой, забыв о себе и своих эгоистических интересах. да и наташа была еще настолько юна и неопытна, что не смогла научить этому андрея. да и нужно ли это было? получилось бы это у нее? возможно, она просто была бы несчастна с этим человеком всю жизнь.
все, что ни делается, все к лучшему. в отношениях с болконским наташа получила бесценный опыт, стала мудрее и терпимее, отчетливо поняла, что ей нужно. именно поэтому она встретила пьера – «своего» человека, с которым обрела долгожданное женское счастье и покой.
Мцыри- романтическая поэма Лермонтова. Сюжет произведения тесно связан с мыслями, стремлениями и переживаниями главного героя. Автор ищет своего идеального героя-борца и находит в образе Мцыри.
Юноша наделен характерными чертами романтического героя. Его пламенная натура, несчастная судьба и стремление к свободе являются отражением личности самого автора. Прежде всего Лермонтов обращает внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко рассказывается читателю в небольшой второй главе. Мцыри попал в монастырь еще в детстве, когда ему было 6 лет. Русский генерал оставил больного пленника в монастыре на пути к Тифлису. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Монастырь для него- это символ тюрьмы и неволи. Мцыри стремится увидеть родину, которой был лишен; взглянуть на родной аул; отыскать семью; познакомиться с тем миром, который находится за стенами монастыря.
Он говорит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
(Мцыри хочет «узнать, прекрасна ли земля/узнать,для воли иль тюрьмы/ на этот свет родимся мы».)
Убежав во время грозы, Мцыри впервые оказывается на воле. Состояние природы близко к состоянию души героя. Мцыри испытывает страх перед неизвестностью: «ни одна звезда не озаряла трудный путь». За ночью наступает утро, герой восхищается красотой и величием природы, чувствует себя ее частью. Теперь он видит «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родине. Пейзаж в поэме является не только фоном, окружающим героя, но и раскрытия его внутреннего мира. Многообразие и богатство пейзажа подчёркивают монотонность монастырской жизни. Мир свободной, дикой природы противопоставляется холоду стен монастыря. Для описания природы Лермонтов использует различные художественные средства, такие как сравнения(«я видел горные хребты, причудливые как мечты»), эпитеты( «Божий сад»), метафоры(«растений радужный наряд»), инверсии(«и вот в тени ночной врага почуял он»), аллитерации(« зрачки его недвижных глаз блеснули грозно»). Бой с барсом также играет важную роль в поэме , поскольку именно здесь проявляются внутренние и внешние силы героя. В этом бою Мцыри показан, который «быть бы мог в краю отцов/ Не из последних удальцов».
Пройдя множество испытаний, он так и не дошел до своего родного дома. Мцыри погибает, но благодарит судьбу за те прекрасные мгновения, которые она подарила ему на свободе, и понимает, что ради них и стоило рискнуть. «За несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял»,- говорит Мцыри. Эпиграф «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю» отражает сожаление не о побеге из монастыря, а о столь ранней смерти. «Мед» -это путь свободе, без которой жизнь Мцыри лишена смысла. Вся поэма представляет собой монолог-исповедь о трех днях, проведенных на воле. Чувства и переживания Мцыри описывает не автор, а сам герой. Задача такой композиции- постепенное раскрытие его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим страстью к свободе, жаждой жизни. И герой бросает вызов судьбе. Стремление к свободе- это именно то, ради этого стоит жить и преодолевать трудности. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение поэзии тени его собственной личности»,- писал В. Г Белинский.
Лермонтов, как и его герой, рос оторванным от родных. Мцыри еще ребенком увезли от его семьи. А Лермонтову с его родным отцом не давала видеться воспитывавшая его бабушка.
Смиренно и даже равнодушно выслушивает страстную исповедь Мцыри монах. Точно так же относятся к происходящему в стране современники Лермонтова.
Стремление к свободе ,сильная страстная натура, непонимание со стороны окружающего мира, любовь к жизни, жажда познать её в полной мере и ранняя смерть- черты, сближающие Лермонтова с его героем Мцыри. Живущий в период николаевской «эпохи безвременья», Лермонтов выступал против цензуры, запретов, казней, ссылок и деспотичной власти, лишающей человека свободы.
причина драмы наташи ростовой заключается и в сложности, противоречивости характера андрея болконского. в его характере много враждебного душе девушки. наташа прелестна доверчивостью, верой в человека. в момент встречи с князем андреем «она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош, и не верит в возможность зла, несчастья и горя».
болконский другой. он часто бывает жесток и несправедлив. гордый и самолюбивый до крайности, он так и не смог понять драму наташи. долго ей приходится ждать ответ на вопросы, касающиеся всей ее жизни: « простит ли он меня когда-нибудь? не будет он иметь против меня злого чувства? »
наташа любит андрея со всей силой, на какую способна, угадывает его желания, постигает ему самому неясные мысли, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана. войдя в его жизнь, она живет ею - поэтому и ее жизнь кончилась, когда андрея не стало.
какое право имеет человек забыть умершего, пережить свое горе, вернуться к радостям жизни, полюбить снова?
княжна марья огорчилась, увидев, как изменилась наташа, встретив пьера: «…неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его, - думала княжна » но и она, со своим острым нравственным чутьем, чувствовала, что «не имела права ее даже в душе своей».
для толстого красота и величие жизни - прежде всего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. потому-то он так любит наташу, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. это естественное качество человека, и нельзя его осуждать, иначе жизнь бы остановилась. наташу возродило новое горе - гибель пети. она «думала, что жизнь ее кончена. но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. проснулась любовь, и проснулась жизнь».
кто виноват, что отношения наташи и андрея не сложились? я думаю, что здесь нет и не может быть виноватых. князь болконский обладал сложным и тяжелым характером, уровень его духовного развития не позволял герою любить в полной мере, всей душой, забыв о себе и своих эгоистических интересах. да и наташа была еще настолько юна и неопытна, что не смогла научить этому андрея. да и нужно ли это было? получилось бы это у нее? возможно, она просто была бы несчастна с этим человеком всю жизнь.
все, что ни делается, все к лучшему. в отношениях с болконским наташа получила бесценный опыт, стала мудрее и терпимее, отчетливо поняла, что ей нужно. именно поэтому она встретила пьера – «своего» человека, с которым обрела долгожданное женское счастье и покой.