Завещание . Написано в конце 1840 г. ; связано с участием Лермонтова в военных действиях на Кавказской линии (поход в Большую и Малую Чечню) . Стихотворение-рассказ, стихотворение-монолог; повествователь отделен от автора, это персонажная, ролевая лирика. Это монолог человека, наделенного своей судьбой, биографией ("простой человек", простая душа) . В пространстве стихотворения присутствует невидимый собеседник, земляк, к которому обращено завещание Простота повествователя, его бесхитростность выражаются в его речи, причем автор именно эту сторону (безыскуеность, простоту и искренность) подчеркивает. Персонаж наделен трезвостью взгляда на себя и на других: в конец каждой строфы вынесены выводы, говорящие о трезвости героя. Сказать по правде, очень Никто не озабочен. Монолог подкупает простой, но сильной правдой. Герой монолога мыслит как солдат, но одновременно он мыслит как Лермонтов ("пускай она поплачет, ей ничего не значит "). Характерен в данном стихотворении синтаксис: поэт запечатлевает в синтаксисе особенности устной речи (монолог не записанный, а произносимый: смотри ж; соседка есть у них одна; пропуски, вопросы к самому себе, многоточия - все это свидетельствует о спонтанном, сиюминутном рассказе) . Лермонтов не сгущает эти особенности, но дает их почувствовать. Стихотворение состоит из 4-х восьмистиший, причем каждая строфа представляет маленький рассказ, где первые две строки - эмпирика, а две следующие - умозаключение; эти последние строки в каждой строфе - узловые, опорные пункты смысла монолога-завещания. Стихотворение написано трехстопным ямбом со множеством стоп - пиррихиев, которые снимают "лишние" ударения, приближая речь к разговорной. Необычна рифмовка. В рифму вынесены служебные слова, обращения, модальные слова - все это опять же создает впечатление безыскусности рассказа. Название стихотворения ассоциативно рождает тему смерти, скорой кончины, которая, в свою очередь, является сквозной в лирике Лермонтова. Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен
«Снежная королева» - сказка, написанная датским писателем Гансом Кристианом Андерсеном. Его первая часть рассказывает историю волшебного зеркала, созданного волшебником. Мир, увиденный в этом зеркале, не был хорош, потому что он скрывал все похвальные вещи и усиливал плохие вещи. Бог разозлился и разбил этот ужасный предмет - но его осколки циркулировали в мире и могли попасть в чьи-то глаза или врезаться в сердце. Такой человек забыл о добре и стал злым и жестоким.
Та участь постигла мальчика Кея, он был добрым и услужливым. Он любил играть со своим другом Гердой. Однажды зимой он увидел среди снежинок красивую, но злую женщину. Это еще не было настоящим несчастьем - только весной Кей был ранен осколком проклятого зеркала. Кей стал жестоким и не сочувствующим мальчиком. Это причиняло много боли Герде, которая все еще любила его. Следующей зимой, катаясь на санках, Кей исчез - последовал за таинственной Снежной Королевой.
В отчаянии Герда отправилась на поиски мальчика. Сначала она попала на остров хорошей, но одинокой волшебницы. Она забрала у нее память, потому что хотела, чтобы девушка осталась с ней. Однако однажды Герда увидела розу, и вид цветка напомнил ей обо всем. Она двинулась дальше, достигнув, в частности, замка королевы и испытав нападение грабителей. Добрые люди и даже животные ей в экспедиции! Наконец Герда добрался до замка Снежной королевы - и нашел Кея, который был уже заморожен. Однако слезы девочки вернули мальчика к жизни и растопили кусочек зеркала, застрявшего в его сердце. Дети вернулись домой и снова жили счастливой жизнью, наслаждаясь их дружбой.
Стихотворение-рассказ, стихотворение-монолог; повествователь отделен от автора, это персонажная, ролевая лирика. Это монолог человека, наделенного своей судьбой, биографией ("простой человек", простая душа) . В пространстве стихотворения присутствует невидимый собеседник, земляк, к которому обращено завещание Простота повествователя, его бесхитростность выражаются в его речи, причем автор именно эту сторону (безыскуеность, простоту и искренность) подчеркивает. Персонаж наделен трезвостью взгляда на себя и на других: в конец каждой строфы вынесены выводы, говорящие о трезвости героя.
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
Монолог подкупает простой, но сильной правдой. Герой монолога мыслит как солдат, но одновременно он мыслит как Лермонтов ("пускай она поплачет, ей ничего не значит "). Характерен в данном стихотворении синтаксис: поэт запечатлевает в синтаксисе особенности устной речи (монолог не записанный, а произносимый: смотри ж; соседка есть у них одна; пропуски, вопросы к самому себе, многоточия - все это свидетельствует о спонтанном, сиюминутном рассказе) . Лермонтов не сгущает эти особенности, но дает их почувствовать.
Стихотворение состоит из 4-х восьмистиший, причем каждая строфа представляет маленький рассказ, где первые две строки - эмпирика, а две следующие - умозаключение; эти последние строки в каждой строфе - узловые, опорные пункты смысла монолога-завещания.
Стихотворение написано трехстопным ямбом со множеством стоп - пиррихиев, которые снимают "лишние" ударения, приближая речь к разговорной. Необычна рифмовка. В рифму вынесены служебные слова, обращения, модальные слова - все это опять же создает впечатление безыскусности рассказа.
Название стихотворения ассоциативно рождает тему смерти, скорой кончины, которая, в свою очередь, является сквозной в лирике Лермонтова.
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен
«Снежная королева» - сказка, написанная датским писателем Гансом Кристианом Андерсеном. Его первая часть рассказывает историю волшебного зеркала, созданного волшебником. Мир, увиденный в этом зеркале, не был хорош, потому что он скрывал все похвальные вещи и усиливал плохие вещи. Бог разозлился и разбил этот ужасный предмет - но его осколки циркулировали в мире и могли попасть в чьи-то глаза или врезаться в сердце. Такой человек забыл о добре и стал злым и жестоким.
Та участь постигла мальчика Кея, он был добрым и услужливым. Он любил играть со своим другом Гердой. Однажды зимой он увидел среди снежинок красивую, но злую женщину. Это еще не было настоящим несчастьем - только весной Кей был ранен осколком проклятого зеркала. Кей стал жестоким и не сочувствующим мальчиком. Это причиняло много боли Герде, которая все еще любила его. Следующей зимой, катаясь на санках, Кей исчез - последовал за таинственной Снежной Королевой.
В отчаянии Герда отправилась на поиски мальчика. Сначала она попала на остров хорошей, но одинокой волшебницы. Она забрала у нее память, потому что хотела, чтобы девушка осталась с ней. Однако однажды Герда увидела розу, и вид цветка напомнил ей обо всем. Она двинулась дальше, достигнув, в частности, замка королевы и испытав нападение грабителей. Добрые люди и даже животные ей в экспедиции! Наконец Герда добрался до замка Снежной королевы - и нашел Кея, который был уже заморожен. Однако слезы девочки вернули мальчика к жизни и растопили кусочек зеркала, застрявшего в его сердце. Дети вернулись домой и снова жили счастливой жизнью, наслаждаясь их дружбой.