Читая небольшие рассказы чехова, мы постоянно встречаемся с новыми героями, темами, сюжетами. даже в своих маленьких произведениях автор сумел описать действующих лиц ярко, живо, часто с юмором. он метко высмеивает общественные пороки, критикует человеческие недостатки и глупость. нравится мне рассказ а. п. чехова «хамелеон». метко и остроумно высмеял автор приспособленца - полицейского надзирателя очумелова. как много пришлось ему пережить за короткое время разбирательства по поводу происшествия с собакой. после версии о том, что собака принадлежит простому человеку, очумелов принимает решение составить протокол, оштрафовать хозяина, а собаку – истребить. вдруг кто-то из толпы предполагает, что это собака генерала жигалова. от этого известия полицейского надзирателя бросает в жар. а в толпе новая версия – не может быть у генерала такой собаки. бедного очумелова теперь уже бросает в холод. он то и дело отдает распоряжения своему : «сними-ка, елдырин, с меня пальто…ужас как жарко! », а потом «надень-ка, брат елдырин, на меня пальто…что-то ветром подуло…знобит…»смешно читать, до какой же степени человек может быть приспособленцем. автор не случайно сравнивает своего героя с хамелеоном, легко меняющим свою окраску.
одним из самых запоминающихся героев повести м. горького «детство» является цыганок. впервые мы его встречаем в сцене драки двух дядьёв за обедом. дядя михаил ударил брата якова наотмашь по лицу, они покатились по полу. в это время «молодой широкоплечий подмастерье цыганок сел верхом на спину дяди михаила». алёша увидел его как человека, который пытался усмирить зачинщика драки. следующая встреча читателя с цыганком происходит в мутной сцене порки детей за провинности. цыганок в начале порки «сердитый, не похожий на себя»: ему приходится привязывать ребёнка к скамье полотенцем. позже он запечатлелся в памяти мальчика совсем иначе: «квадратный с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза».цыганок старался смягчить наказания для алёши, он подставлял свои руки под кнут, когда пороли мальчика. алёша был удивлён такой жертвенности и в то же время цыганку за его доброту, за то что он не жалел себя ради других. цыганок был без роду. без племени. его взяла к себе бабушка и воспитала. он был хорошим работником. дядья его ценили.цыганок жил, радуясь миру, как ребёнок. цыганок любил развлекать детей, когда деда не было дома: запрягал в бумажные сани тараканов, показывал мышат, ходивших на задних лапах, делал фокусы с картами, деньгами. во время забав он «кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них». заветной мечтой цыганка была возможность петь.
желание петь в цыганке — это желание отдать душу людям, показать через музыку красоту мира. он делал это в танце, но ему танца казалось мало. чистая душа этого человека снова и снова заставляла. его подставлять руку под розги, когда пороли алёшу, и мальчик крепко привязался к нему. цыганок внутренним чутьём различает, где добро, а где зло, и выражает это в словах: «а я всех кашириных, кроме бабани, не люблю, пускай их демон любит! » он мечтает «ожечь народ» песней, но его мечтам не суждено сбыться: «вскоре он погиб».
дядя яков дал обет отнести на своих плечах до кладбища,где похоронена забитая им жена, огромный дубовый крест. вдень годовщины братья взялись выполнить обещание, и ко-мель креста положили на плечи цыганка. читая описание этойсцены, мы вспоминаем, как иисус христос нёс на голгофукрест, на котором его должны распять.
автор не описывает трагедию, которая случилась по дороге на кладбище, сам. мы узнаём о происшествии со слов дядьёв: — споткнулся он, упал, а его и придавило, — в спину ударило. и нас бы покалечило, да мы вовремя сбросили крест.— да вы его и задавили, — глухо сказал григорий.цыганок, выполняя обет другого человека, совершившегосмертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком. христос умер, искупая своею смертью грехи людей. цыганок был готов пожертвовать собой ради других и умер, словно бы искупая грехи всего семейства кашириных. стали ли каширины от этого лучше?
мы чувствуем боль, когда читаем описание смерти цыганка. и единственным утешением служит нам сознание, что та готовность к самопожертвованию, которая была в душе цыганка, тот огонь, который горел в его сердце и вырывался в пляске, в страстном желании петь, отразились потом в творчестве максима горького, в созданных писателем художественных образах, из которых наиболее яркий — образ данко, отдавшего своё сердце людям.
одним из самых запоминающихся героев повести м. горького «детство» является цыганок. впервые мы его встречаем в сцене драки двух дядьёв за обедом. дядя михаил ударил брата якова наотмашь по лицу, они покатились по полу. в это время «молодой широкоплечий подмастерье цыганок сел верхом на спину дяди михаила». алёша увидел его как человека, который пытался усмирить зачинщика драки. следующая встреча читателя с цыганком происходит в мутной сцене порки детей за провинности. цыганок в начале порки «сердитый, не похожий на себя»: ему приходится привязывать ребёнка к скамье полотенцем. позже он запечатлелся в памяти мальчика совсем иначе: «квадратный с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза».цыганок старался смягчить наказания для алёши, он подставлял свои руки под кнут, когда пороли мальчика. алёша был удивлён такой жертвенности и в то же время цыганку за его доброту, за то что он не жалел себя ради других. цыганок был без роду. без племени. его взяла к себе бабушка и воспитала. он был хорошим работником. дядья его ценили.цыганок жил, радуясь миру, как ребёнок. цыганок любил развлекать детей, когда деда не было дома: запрягал в бумажные сани тараканов, показывал мышат, ходивших на задних лапах, делал фокусы с картами, деньгами. во время забав он «кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них». заветной мечтой цыганка была возможность петь.
желание петь в цыганке — это желание отдать душу людям, показать через музыку красоту мира. он делал это в танце, но ему танца казалось мало. чистая душа этого человека снова и снова заставляла. его подставлять руку под розги, когда пороли алёшу, и мальчик крепко привязался к нему. цыганок внутренним чутьём различает, где добро, а где зло, и выражает это в словах: «а я всех кашириных, кроме бабани, не люблю, пускай их демон любит! » он мечтает «ожечь народ» песней, но его мечтам не суждено сбыться: «вскоре он погиб».
дядя яков дал обет отнести на своих плечах до кладбища,где похоронена забитая им жена, огромный дубовый крест. вдень годовщины братья взялись выполнить обещание, и ко-мель креста положили на плечи цыганка. читая описание этойсцены, мы вспоминаем, как иисус христос нёс на голгофукрест, на котором его должны распять.
автор не описывает трагедию, которая случилась по дороге на кладбище, сам. мы узнаём о происшествии со слов дядьёв: — споткнулся он, упал, а его и придавило, — в спину ударило. и нас бы покалечило, да мы вовремя сбросили крест.— да вы его и задавили, — глухо сказал григорий.цыганок, выполняя обет другого человека, совершившегосмертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком. христос умер, искупая своею смертью грехи людей. цыганок был готов пожертвовать собой ради других и умер, словно бы искупая грехи всего семейства кашириных. стали ли каширины от этого лучше?
мы чувствуем боль, когда читаем описание смерти цыганка. и единственным утешением служит нам сознание, что та готовность к самопожертвованию, которая была в душе цыганка, тот огонь, который горел в его сердце и вырывался в пляске, в страстном желании петь, отразились потом в творчестве максима горького, в созданных писателем художественных образах, из которых наиболее яркий — образ данко, отдавшего своё сердце людям.