Как бы ни была велика разница между акакием акакиевичем и «значительным лицом», она не так велика, чтобы между ними исчезла несомненная связь. несчастье акакия акакиевича постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом всевышнего. этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен пропажи шинели у акакия акакиевича и у «значительного лица». неправедный старец является гонителем св. акакия, находящегося у него в послушании, так и в подчинении у «значительного лица» находится акакий акакиевич, и «значительное лицо» выступает в финале его гонителем. как в житии св. акакия происходит пробуждение совести «неправедного старца» под влиянием разговора с умершим послушником акакием, так и «значительное лицо» после встречи с «живым мертвецом» акакием акакиевичем меняется в лучшую сторону. жизнь акакия акакиевича — это не обычная «жизнь», а «житие». акакий акакиевич — «мученик 14-го класса». земное бытие мученика посмертная молва окружила легендарными подробностями. смерть «маленького человека» обретает у гоголя черты космического катаклизма. судьба акакия акакиевича — судьба человека вообще перед лицом бога, вселенной. его основной и, кажется, единственный талант заключался в способности довольствоваться тем, что у него есть. это помогает ему преодолевать все противоречия жизни и в какой-то степени становится проявлением «бесстрастия». с утратой этого свойства акакий акакиевич утрачивает и саму жизнь. его поведение перед смертью полностью противоречит смирению. в предсмертном бреду акакий акакиевич произносит гневливые, злые слова. это еще один момент соприкосновения с «лествицей». казалось бы, на примере «шинели» можно говорить о том, что писатель наследует в ней традицию житийного жанра. однако сопоставление текста повести и текста жития сложнее, чем простая параллель. в случае с акакием акакиевичем о святости говорить нельзя. финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта башмачкина против «значительных лиц», т. е. как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и возмездия слабых. значение финала исследователи связывали не только с образом башмачкина, но и с образом «значительного лица». и нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раскаяние генерала. «значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу акакия акакиевича. вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную им, страшную и зловещую символическую фигуру, тревожащую их совесть».
Основные темы поэзии Рубцова - это родина-Русь, ее природа и история, ее люди, их духовный мир, нравственные ценности, красота и любовь. Конечно, правы те, кто отмечал, что его творчество не сводится только к понятиям «тихой лирики» , «деревенской» поэзии, но сельская природа и быт всегда были особенно притягательными для поэта.
Уже в его ранних стихах («Деревенские ночи» , 1953), проникнутых лирико-романтическим настроением, выступают основные образы его творчества:
Ветер под окошечками, тихий, как мечтание,
А за огородами в сумерках полей
Крики перепелок, ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней.
Удивительным образом в его стихотворениях переплетаются романтика и реальность, поэзия и проза; картины возвышенные, просветленные и обыденные, мрачные. Вот тоже ранне стихотворенте 1957 года "Воспоминание": : «Помню, луна смотрела в окно.
Роса блестела на ветке. . Помню дождь и грязь во дворе,
Вечер темный, беззвездный.. . »
. Но чаще всего на смену тревожным нотам приходит успокоение. И тогда обращение к родной природе вызывает поэтическую, возвышенную картину мира. В стихотворении «Ночь на Родине» поэт рисует ночь яркими красками тишины и спокойствия.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома.
Не встрепенется ветер у пруда
И на дворе не зашуршит солома.
При создании и передаче такого умиротворенного, романтического настроения автор особую роль отводит эпитетам. В стихотворении « Я буду скакать по холмам» Рубцов пишет о Родинеи, неразрывно с этой темой- о природе. И снова тема тишины и умиротворения.
Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящий лучей! .
В образной системе Н. Рубцова важную роль играет поэтическая символика, которая
питает многие стихотворения Н. Рубцова, например, «Утро»
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую. .
Во всем этом поэт видит и раскрывает особую, таинственную глубину.
Читая стихотворения Н. Рубцова, нельзя не отметить, что картины природы представляют удивительное соответствие душевному состоянию лирического героя. Например, в стихотворении «Ночь на Родине» эта параллель дана в виде сравнения:
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
В стихотворении «Старая дорога» детали пейзажа служат для передачи душевного состояния героя: «Все облака над ней,
все облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам – качаются ромашки,
И звон звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…. . » .
Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога – «старая дорога» , много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.
Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.
Сегодня невозможно представить себе лирическую поэзию без стихотворений Н. Рубцова, который по-настоящему любил свою родину и ей посвятил свои лучшие песни и лучшие минуты своего поэтического вдохновения.надеюсь
история, ее люди, их духовный мир, нравственные ценности, красота и любовь.
Конечно, правы те, кто отмечал, что его творчество не сводится только к
понятиям «тихой лирики» , «деревенской» поэзии, но сельская природа и быт всегда
были особенно притягательными для поэта.
Уже в его ранних стихах («Деревенские ночи» , 1953),
проникнутых лирико-романтическим настроением, выступают основные образы его
творчества:
Ветер под окошечками, тихий, как мечтание,
А за огородами в сумерках полей
Крики перепелок, ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней.
Удивительным образом в его стихотворениях переплетаются
романтика и реальность, поэзия и проза; картины возвышенные, просветленные и
обыденные, мрачные. Вот тоже ранне стихотворенте 1957 года "Воспоминание":
: «Помню, луна смотрела в окно.
Роса блестела на ветке. .
Помню дождь и грязь во дворе,
Вечер темный, беззвездный.. . »
. Но чаще всего на
смену тревожным нотам приходит успокоение. И тогда обращение к родной природе
вызывает поэтическую, возвышенную картину мира. В стихотворении «Ночь на Родине»
поэт рисует ночь яркими красками тишины и спокойствия.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома.
Не встрепенется ветер у пруда
И на дворе не зашуршит солома.
При создании и передаче такого умиротворенного,
романтического настроения автор особую роль отводит эпитетам. В стихотворении «
Я буду скакать по холмам» Рубцов пишет о Родинеи, неразрывно с этой темой- о
природе. И снова тема тишины и умиротворения.
Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящий лучей! .
В образной системе Н. Рубцова важную роль играет поэтическая
символика, которая
питает многие стихотворения Н. Рубцова, например, «Утро»
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг - везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую. .
Во всем этом поэт видит и раскрывает особую, таинственную
глубину.
Читая стихотворения Н. Рубцова, нельзя не отметить, что
картины природы представляют удивительное соответствие душевному состоянию
лирического героя. Например, в стихотворении «Ночь на Родине» эта параллель
дана в виде сравнения:
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
В стихотворении «Старая дорога» детали пейзажа служат для передачи душевного
состояния героя: «Все облака над ней,
все облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам – качаются ромашки,
И звон звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…. . » .
Начинается и заканчивается стихотворение
одной и той же картинкой – плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный
образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем
легко, прекрасно и проходящее. Облака – символ вечной природы. Как и дорога –
«старая дорога» , много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских
деньков «нетленная» синенькая рубашка.
Рубцов в этом стихотворении часто использует прием
олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки
идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в
настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.
Сегодня невозможно представить себе лирическую поэзию без
стихотворений Н. Рубцова, который по-настоящему любил свою родину и ей посвятил
свои лучшие песни и лучшие минуты своего поэтического вдохновения.надеюсь