В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем».
Автор «Ревизора» отказался от введения в комедию положительного героя как носителя добродетельных начал, рупора авторских мыслей.
Но положительный герой в комедии есть. В «Театральном разъезде после представления новой комедии» есть такие строки: «…Никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех».
Вы, наверное, согласитесь, что смех в комедии — «честное, благородное лицо». Этот смех, разящий общественные и личные пороки, смех беспощадный, он связан с размышлением автора над жизнью и людьми и толкает читателя на глубокие и горестные раздумья. Бывает время, как писал Гоголь, «когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Смех в «Ревизоре» сочетается с горьким раздумьем автора над изображенной жизнью, это «смех сквозь слезы». В «Театральном разъезде…» Гоголь разъясняет характер этого смеха. Это «не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлеченья и забавы людей, но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека». Этот «смех светел». Засмеяться таким «добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа».
Автор «Ревизора» отказался от введения в комедию положительного героя как носителя добродетельных начал, рупора авторских мыслей.
Но положительный герой в комедии есть. В «Театральном разъезде после представления новой комедии» есть такие строки: «…Никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех».
Вы, наверное, согласитесь, что смех в комедии — «честное, благородное лицо». Этот смех, разящий общественные и личные пороки, смех беспощадный, он связан с размышлением автора над жизнью и людьми и толкает читателя на глубокие и горестные раздумья. Бывает время, как писал Гоголь, «когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Смех в «Ревизоре» сочетается с горьким раздумьем автора над изображенной жизнью, это «смех сквозь слезы». В «Театральном разъезде…» Гоголь разъясняет характер этого смеха. Это «не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлеченья и забавы людей, но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека». Этот «смех светел». Засмеяться таким «добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа».