Вот и космическое небо. Я первый вижу космос из корабля, ...а через светофильтр скафандра! Люк медленно уходил вверх, всё более открывалось окно в космос. Я, затаив дыхание, наблюдал, как быстро меняется звёздная картина на тёмном космическом небе. ...Подплывая к люку, высовываю голову и вижу бескрайнее чёрное небо и звёзды... Их гораздо много, чем кажется с Земли... Здесь они ярче и не мигают. Итак, я стою... в открытом космосе. Было так тихо, что я слышал, как бьётся моё сердце. Слышал шум своего дыхания. Корабль, залитый яркими лучами солнца, ...выглядел как фантастическое существо... Наступил момент, к которому мы шли так долго,- человек плавал в космическом пространстве. Корабль медленно вращался, купаясь в солнечном потоке. Звёзды были везде: вверху, внизу, слева и справа. Правда, в космосе трудно сказать, где верх, а где низ.
Стихотворение «Полночный троллейбус» Б. Окуджава написал в 1962 году. Оно известно также под другими названиями: «Песенка о полночном троллейбусе», «Последний троллейбус», «Синий троллейбус». Каждое из этих заглавий гармонично подчеркивает смысл произведения. К стихотворению была написана музыка, оно прозвучало в фильме «Цепная реакция», который был снят в том же 1962 году.
Анализируемое произведение относится к интимной лирике. Его жанр – элегия. Тема – рассказ о поездках в полночном троллейбусе. Б. Окуджава показывает, что когда становится тяжело, когда человек чувствует, что подступает отчаяние, ему нужно побыть самому, а также побыть незнакомыми людьми, с которыми так хорошо молчать.
В центре стихотворения лирический герой. Написано оно в форме откровенного монолога. Лирический герой признается, что садится на ходу в случайный полуночный троллейбус. Троллейбус синего цвета. Синий – символ надежды, мудрости, которые так нужны, когда человек утопает в отчаянии.
Лирический герой обращается к троллейбусу, просит мчать по улице, создавая впечатление круженья по бульварам. Он просит ехать быстрее, чтобы подобрать всех, кто потерпел ночью крушенье. Таким образом, невольно проводится параллель между троллейбусом и кораблем, который плывет по морю, объятом стихией. Ассоциация морского плаванья усиливается в следующей строфе. Лирический герой называет пассажиров троллейбуса матросами. В зябкую полночь они приходят на .
Полуночная поездка в троллейбусе для лирического героя обычное дело. Он уже не раз «уходил от беды» таким образом. Мужчина помнит, как прикасался к пассажирам плечами. Теперь он знает, как много может быть доброты в молчанье. В последней строфе лирический герой рассказывает о том, как постепенно стихает боль, которая стучала в виске, как скворчонок.
Стихотворение Б. Окуджавы «Полночный троллейбус» состоит из пяти пятистиший. Их особенность в том, что две последние строки в каждой строфе состоят из одного-двух слов. В трех пятистишиях это повторение одного ключевого слова. Строки объединены перекрестной рифмовкой. В них представлены и женские, и мужские рифмы. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий. По ссмыслу произведение также делится на части: рассказ лирического героя о том, почему он садится в полночный троллейбус; обращение к троллейбусу; параллель между троллейбусом и кораблем; рассказ лирического героя о том, как утихает его боль.
Расскрыть тему стихотворения оригинально, выразительно поэту художественные средства. Булат Шалвович использовал метафоры («подступает очаянье», «верши по бульварам круженье», «всех подобрать потерпевших в ночи», «матросы твои», «много … доброты в молчанье», «полночный троллейбус плывет по Москве»), эпитеты («синий троллейбус», полночный троллейбус»), сравнение («боль, что скворчонком стучала в виске»), риторическое обращение («Полночный троллейбус, мне дверь отвори!»).
Вот и космическое небо. Я первый вижу космос из корабля, ...а через светофильтр скафандра! Люк медленно уходил вверх, всё более открывалось окно в космос. Я, затаив дыхание, наблюдал, как быстро меняется звёздная картина на тёмном космическом небе. ...Подплывая к люку, высовываю голову и вижу бескрайнее чёрное небо и звёзды... Их гораздо много, чем кажется с Земли... Здесь они ярче и не мигают. Итак, я стою... в открытом космосе. Было так тихо, что я слышал, как бьётся моё сердце. Слышал шум своего дыхания. Корабль, залитый яркими лучами солнца, ...выглядел как фантастическое существо... Наступил момент, к которому мы шли так долго,- человек плавал в космическом пространстве. Корабль медленно вращался, купаясь в солнечном потоке. Звёзды были везде: вверху, внизу, слева и справа. Правда, в космосе трудно сказать, где верх, а где низ.
Відповідь:
Стихотворение «Полночный троллейбус» Б. Окуджава написал в 1962 году. Оно известно также под другими названиями: «Песенка о полночном троллейбусе», «Последний троллейбус», «Синий троллейбус». Каждое из этих заглавий гармонично подчеркивает смысл произведения. К стихотворению была написана музыка, оно прозвучало в фильме «Цепная реакция», который был снят в том же 1962 году.
Анализируемое произведение относится к интимной лирике. Его жанр – элегия. Тема – рассказ о поездках в полночном троллейбусе. Б. Окуджава показывает, что когда становится тяжело, когда человек чувствует, что подступает отчаяние, ему нужно побыть самому, а также побыть незнакомыми людьми, с которыми так хорошо молчать.
В центре стихотворения лирический герой. Написано оно в форме откровенного монолога. Лирический герой признается, что садится на ходу в случайный полуночный троллейбус. Троллейбус синего цвета. Синий – символ надежды, мудрости, которые так нужны, когда человек утопает в отчаянии.
Лирический герой обращается к троллейбусу, просит мчать по улице, создавая впечатление круженья по бульварам. Он просит ехать быстрее, чтобы подобрать всех, кто потерпел ночью крушенье. Таким образом, невольно проводится параллель между троллейбусом и кораблем, который плывет по морю, объятом стихией. Ассоциация морского плаванья усиливается в следующей строфе. Лирический герой называет пассажиров троллейбуса матросами. В зябкую полночь они приходят на .
Полуночная поездка в троллейбусе для лирического героя обычное дело. Он уже не раз «уходил от беды» таким образом. Мужчина помнит, как прикасался к пассажирам плечами. Теперь он знает, как много может быть доброты в молчанье. В последней строфе лирический герой рассказывает о том, как постепенно стихает боль, которая стучала в виске, как скворчонок.
Стихотворение Б. Окуджавы «Полночный троллейбус» состоит из пяти пятистиший. Их особенность в том, что две последние строки в каждой строфе состоят из одного-двух слов. В трех пятистишиях это повторение одного ключевого слова. Строки объединены перекрестной рифмовкой. В них представлены и женские, и мужские рифмы. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий. По ссмыслу произведение также делится на части: рассказ лирического героя о том, почему он садится в полночный троллейбус; обращение к троллейбусу; параллель между троллейбусом и кораблем; рассказ лирического героя о том, как утихает его боль.
Расскрыть тему стихотворения оригинально, выразительно поэту художественные средства. Булат Шалвович использовал метафоры («подступает очаянье», «верши по бульварам круженье», «всех подобрать потерпевших в ночи», «матросы твои», «много … доброты в молчанье», «полночный троллейбус плывет по Москве»), эпитеты («синий троллейбус», полночный троллейбус»), сравнение («боль, что скворчонком стучала в виске»), риторическое обращение («Полночный троллейбус, мне дверь отвори!»).
Пояснення: