самым важным элементом композиции романа «война и мир» в идейном понимании является эпилог. он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. л.н.толстой подводит итог своей огромной , затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в процессе.
мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. в семье как бы стирается противоположность между , в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. такова семья марьи болконской и николая ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала ростовых и болконских. прекрасно чувство «гордой любви» николая к графине марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». когда княжна марья в эпилоге приезжает в москву и узнает о положении ростовых и , как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к николаю. и трогательно «покорное, нежное чувство марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». теперь николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.
в эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через пьера безухова еще и каратаевские начала: «как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».
это новое семейство возникло неслучайно. оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного отечественной войной. так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший россии новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, к возникновению более сложных и широких семейных миров. каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. в разговоре с наташей пьер замечает, что каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.
как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. хранителями семейных устоев оказываются женщины – наташа и марья. между ними есть прочный, духовные союз. «мари, это такая прелесть! – говорит наташа. – как она умеет понимать детей. она как будто только душу их видит». «да, я знаю, - перебивает графиня марья рассказ николая о декабристских увлечениях пьера. – мне наташа рассказала».
наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. к этому времени у нее уже три дочери и один сын. она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю наташу ростову: «черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». по выражению толстого, она - «плодовитая самка». все, кто знал наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.
и, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, толстой еще раз повествует об процессе, о том, что не личность делает , а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. личность важна в лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.
самым важным элементом композиции романа «война и мир» в идейном понимании является эпилог. он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. л.н.толстой подводит итог своей огромной , затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в процессе.
мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. в семье как бы стирается противоположность между , в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. такова семья марьи болконской и николая ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала ростовых и болконских. прекрасно чувство «гордой любви» николая к графине марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». когда княжна марья в эпилоге приезжает в москву и узнает о положении ростовых и , как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к николаю. и трогательно «покорное, нежное чувство марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». теперь николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.
в эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через пьера безухова еще и каратаевские начала: «как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».
это новое семейство возникло неслучайно. оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного отечественной войной. так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший россии новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, к возникновению более сложных и широких семейных миров. каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. в разговоре с наташей пьер замечает, что каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.
как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. хранителями семейных устоев оказываются женщины – наташа и марья. между ними есть прочный, духовные союз. «мари, это такая прелесть! – говорит наташа. – как она умеет понимать детей. она как будто только душу их видит». «да, я знаю, - перебивает графиня марья рассказ николая о декабристских увлечениях пьера. – мне наташа рассказала».
наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. к этому времени у нее уже три дочери и один сын. она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю наташу ростову: «черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». по выражению толстого, она - «плодовитая самка». все, кто знал наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.
и, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, толстой еще раз повествует об процессе, о том, что не личность делает , а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. личность важна в лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.