учитывая стилистическое своеобразие произведений платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «никита». после чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвёл на них рассказ.
— какие чувства у вас вызвал рассказ?
— случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? знакомо ли вам состояние никиты, который остался один во дворе?
— вы услышали этот рассказ первый раз. сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
дети попытаются определить основную мысль рассказа. запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
— почему рассказ называется «никита»? кто главный герой рассказа? сколько ему лет?
составление плана рассказа
продолжаем обучение составлению сложного плана.
— как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?
детям выделить три основные части:
1. мама уходит на работу. (от начала до слов “ его облако закроет”.)
2. никита “живёт” один. (от слов “оставшись ” до слов “ мать никиты давно ушла с поля ко двору”.)
3. возвращение отца. (от слов “дома никита увидел ” до конца рассказа.)
разделим на пункты вторую часть.
никита “живёт” один.
кто живёт в бочке. “доброе солнце”. колодезные жители. “тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня. жёлтый цветок. “незнакомые, злобные лица”.
никита испугался и побежал к маме.
беседуем по второй части рассказа. просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
— почему никите кажется, что всё вокруг него живое?
— с кем из “тайных жителей” никита разговаривал? о чём?
— как вы думаете, почему никита положил змеям хлеб? чего он хотел добиться?
— найдите глаголы, с которых платонов описывает поступки никиты. почему он сломал стебель цветка? что вы можете сказать о характере мальчика?
— почему воображение мальчика “поселило” на солнце умершего дедушку?
— почему “тайные жители” стали казаться никите враждебными?
учитывая стилистическое своеобразие произведений платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «никита». после чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвёл на них рассказ.
— какие чувства у вас вызвал рассказ?
— случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? знакомо ли вам состояние никиты, который остался один во дворе?
— вы услышали этот рассказ первый раз. сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
дети попытаются определить основную мысль рассказа. запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
— почему рассказ называется «никита»? кто главный герой рассказа? сколько ему лет?
составление плана рассказа
продолжаем обучение составлению сложного плана.
— как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?
детям выделить три основные части:
1. мама уходит на работу. (от начала до слов “ его облако закроет”.)
2. никита “живёт” один. (от слов “оставшись ” до слов “ мать никиты давно ушла с поля ко двору”.)
3. возвращение отца. (от слов “дома никита увидел ” до конца рассказа.)
разделим на пункты вторую часть.
никита “живёт” один.
кто живёт в бочке. “доброе солнце”. колодезные жители. “тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня. жёлтый цветок. “незнакомые, злобные лица”.
никита испугался и побежал к маме.
беседуем по второй части рассказа. просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
— почему никите кажется, что всё вокруг него живое?
— с кем из “тайных жителей” никита разговаривал? о чём?
— как вы думаете, почему никита положил змеям хлеб? чего он хотел добиться?
— найдите глаголы, с которых платонов описывает поступки никиты. почему он сломал стебель цветка? что вы можете сказать о характере мальчика?
— почему воображение мальчика “поселило” на солнце умершего дедушку?
— почему “тайные жители” стали казаться никите враждебными?