Картина В.М. Васнецова "Три богатыря" это эпическое произведение. Каждый из богатырей, изображенных на его полотне, имел реального прототипа. Но все они жили в разные века и служили разным князьям. Однако в русском фольклоре и на живописном полотне они слились в колоритную троицу, стоящую на защите родной земли русской.
Давайте соотнесем образы былинных богатырей, их прототипов с героями кисти Васнецова.
Линейная композиция картины позволяет охватить всю троицу одним взглядом. Но потом мы сосредотачиваемся на центральном персонаже. Это Илья Муромец - один из самых почитаемых былинных героев. Один из его возможных прототипов Илия Печерский - богатырь, перенесший в детстве паралич конечностей. Об этом сложена былина "Исцеление Ильи Муромца. Что же мы видим на картине? Это крепкий суровый мужчина сорока лет, он сед, но взгляд его из-под крепко надвинутого шелома ясен и зорок. Могучий торс укрывает кольчуга, тяжелая палица не тяготит руку, острое копье ждет врага. На фоне вороного коня контрастирует нога Ильи. Она не вставлена в стремя, очевидно художник хотел показать, что засидевшийся до 33 лет богатырь сейчас готов соскочить с коня и броситься в бой. Соответствует былине и конь. Он черен и норовист, силен и ретив. Недаром удилами ему служит железная цепь. Сколь зорко Илья вглядывается вдаль, столь пристально косит на зрителя конь. Они слились в тандем, который чует чужого издалека.
По правую руку от Ильи Муромца Добрыня Никитич – второй по значимости богатырь русского эпоса. Его прототипом стал воевода князя Владимира – Добрыня. Он долго служил при дворе и выполнял самые деликатные поручения, был богат и знатен. У Васнецова Добрыня на белом коне – признак знатного происхождения, конь его златогрив, доспехи богаты. Во взгляде ум и преданность, спокойствие и уверенность в своих силах и силах товарищей. Богатырский меч символизирует ловкость и силу Добрыни. Конь его легок, но вынослив – ему по силам дальние походы.
Самым молодым из этой богатырской троицы является Алеша Попович. На полотне его образ удивляет тонкостью и красотой. Его реальный и литературный прототип отличались не силой, а хитростью, ловкостью, находчивостью и молодецкой удалью. В миловидном молодом богатыре кисти Васнецова мы видим эти доблести. Взгляд его, чуть прищуренный, выдает работу ума – Алеша присматривает выгодную позицию, замышляет военную хитрость, оценивает врага. Крепкий лук в его изящных руках послушен - секунды и вскинется, пустив смертельное жало. Его кольчуга крепка, словно панцирь, оголовье защищает от неожиданного удара. Рыж его конь, а ведь рыжина во многих фольклорах – олицетворение хитрости и находчивости. Опустивший голову скакун прислушивается, не зашумит ли земля под топотом вражеской конницы. Алеша и его конь всегда на чеку, легки на подъем и бесстрашны.
Образ каждого богатыря очень глубок и выразителен. Они разные, но в былинах и преданиях всегда вместе. Что же послужило слиянию? Лучшие качества каждого богатыря ассимилировались в единую троицу, ведь что стоит сила без ума, ум без находчивости, хитрость без тонкости. Их дружба символизирует образ идеального защитника родной земли, могучего и многогранного. Они едины и дружны, их слаженность – это то, чего так долго не хватало русским княжествам в борьбе за свободную, сильную и богатую Русь.
Картина В.М. Васнецова "Три богатыря" это эпическое произведение. Каждый из богатырей, изображенных на его полотне, имел реального прототипа. Но все они жили в разные века и служили разным князьям. Однако в русском фольклоре и на живописном полотне они слились в колоритную троицу, стоящую на защите родной земли русской.
Давайте соотнесем образы былинных богатырей, их прототипов с героями кисти Васнецова.
Линейная композиция картины позволяет охватить всю троицу одним взглядом. Но потом мы сосредотачиваемся на центральном персонаже. Это Илья Муромец - один из самых почитаемых былинных героев. Один из его возможных прототипов Илия Печерский - богатырь, перенесший в детстве паралич конечностей. Об этом сложена былина "Исцеление Ильи Муромца. Что же мы видим на картине? Это крепкий суровый мужчина сорока лет, он сед, но взгляд его из-под крепко надвинутого шелома ясен и зорок. Могучий торс укрывает кольчуга, тяжелая палица не тяготит руку, острое копье ждет врага. На фоне вороного коня контрастирует нога Ильи. Она не вставлена в стремя, очевидно художник хотел показать, что засидевшийся до 33 лет богатырь сейчас готов соскочить с коня и броситься в бой. Соответствует былине и конь. Он черен и норовист, силен и ретив. Недаром удилами ему служит железная цепь. Сколь зорко Илья вглядывается вдаль, столь пристально косит на зрителя конь. Они слились в тандем, который чует чужого издалека.
По правую руку от Ильи Муромца Добрыня Никитич – второй по значимости богатырь русского эпоса. Его прототипом стал воевода князя Владимира – Добрыня. Он долго служил при дворе и выполнял самые деликатные поручения, был богат и знатен. У Васнецова Добрыня на белом коне – признак знатного происхождения, конь его златогрив, доспехи богаты. Во взгляде ум и преданность, спокойствие и уверенность в своих силах и силах товарищей. Богатырский меч символизирует ловкость и силу Добрыни. Конь его легок, но вынослив – ему по силам дальние походы.
Самым молодым из этой богатырской троицы является Алеша Попович. На полотне его образ удивляет тонкостью и красотой. Его реальный и литературный прототип отличались не силой, а хитростью, ловкостью, находчивостью и молодецкой удалью. В миловидном молодом богатыре кисти Васнецова мы видим эти доблести. Взгляд его, чуть прищуренный, выдает работу ума – Алеша присматривает выгодную позицию, замышляет военную хитрость, оценивает врага. Крепкий лук в его изящных руках послушен - секунды и вскинется, пустив смертельное жало. Его кольчуга крепка, словно панцирь, оголовье защищает от неожиданного удара. Рыж его конь, а ведь рыжина во многих фольклорах – олицетворение хитрости и находчивости. Опустивший голову скакун прислушивается, не зашумит ли земля под топотом вражеской конницы. Алеша и его конь всегда на чеку, легки на подъем и бесстрашны.
Образ каждого богатыря очень глубок и выразителен. Они разные, но в былинах и преданиях всегда вместе. Что же послужило слиянию? Лучшие качества каждого богатыря ассимилировались в единую троицу, ведь что стоит сила без ума, ум без находчивости, хитрость без тонкости. Их дружба символизирует образ идеального защитника родной земли, могучего и многогранного. Они едины и дружны, их слаженность – это то, чего так долго не хватало русским княжествам в борьбе за свободную, сильную и богатую Русь.