недавно на уроках мы прочитали одно из лучших произведений о запорожском казачестве - повесть н.в. гоголя “тарас бульба”, над которой писатель работал почти десять лет. он изобразил героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение. автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. трагична судьба андрия, младшего сына тараса бульбы.
впервые мы встречаемся с андрием на родном родительском дворе. сначала нас может привлекать образ андрея, так как по сравнению с суровым остапом он более чувствительный, нежный, спокойный. даже мать сильнее жалеет и любит именно его. и вот постепенно перед нами проходит жизни каждого из сыновей тараса бульбы, и наше отношение постепенно изменяется. мы понимаем, что общие черты в братьях лишь молодость, их “свежесть, рослость, могущественная телесная красота».
андрий отличался в бурсе смелостью, но она всегда приводила к бедствию. в нем соединились упорство и притворное мужество: он умел выворачиваться, хитрить, даже умолять пощады. эти качества вызывают недоумение: неужели он на самом деле трус и боится отвечать за свои поступки? как только юноши в запорожскую сечь, сразу же приобретают добрую репутацию у казаков: оба ловкие, оба смелые воины. но храбрость андрия оказывается безрассудной и бесцельной; он мало задумывается над тем, за что воюет.
душе андрия доступно чужое: красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города. ему ведом не один, не единственный «пир души». нега и упоение для андрия—как в битве, так и в любви. они позволяют ему проявить себя, в равной мере влекут. андрий испытывает «какое-то сладостное чувство, вызванное азартом схватки». панночке он скажет: «погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко». андрий горячо любит прекрасную полячку. но нет в этой любви истинной поэзии. искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и своей родиной. любовь утрачивает здесь светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. любовь не принесла андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца. он забывает святые чувства верности отчизне и обществу: “а что мне отец, товарищи, отчизна! … нет у меня никого! ”
такое не простится даже самому храброму воину, и печать проклятья легла на предателя. «пропал, пропал бесславно, как подлая собака…»
измену родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. «против своих он «понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший …в стае». меня поразило то, что тарас бульба сам убивает андрия, сам объявляет ему суровый приговор, потому что обычно родители до последнего защищают и оправдывают своих детей. андрию нет оправдания, как нет оправдания любому предательству, но все-таки мне его жаль.
Начиная с середины столетия в связи с хронологическим постарением и биологическим омоложением населения формирование психологии пожилых людей претерпевает значительные изменения. Среди населения России эти изменения в 90-х гг. XX в. получили дополнительный резко выраженный импульс в результате коренного изменения государственного строя страны. Особенности психического развития человека пожилого возраста складываются из нескольких тесно связанных факторов, обусловленных изменением как социальной среды, так и принципов, определяющих статус рядового члена общества. Политические, экономические и морально-этические составляющие социальной среды определяют динамику психического здоровья человека в течение всего периода геронтогенеза. При этом процесс возрастных преобразований психики зависит от характера социально-личностных взаимодействий и во многом может быть управляемым. Целью исследования была оценка степени влияния основных факторов социальной среды на формирование психологических особенностей людей пожилого возраста в зависимости от их личностных свойств и выявление возможности оптимизации социально-личностных взаимодействий. Материалы и методы. Исследования внешних и внутренних факторов, определяющих формирование психологических особенностей людей пожилого возраста, проведены на основе анализа собственных многолетних наблюдений и литературных данных, о представителей различных возрастных групп, применения методов обобщения и экстраполяции. Результаты. Показано, что внутренняя среда человека с ее соматическим, интеллектуальным и духовным содержанием находится в постоянной динамической связке с социальной средой. При этом важнейшими факторами сохранения психического здоровья людей старших возрастных групп являются вовлечение их в активную социальную жизнь, обеспечение условий максимальной продолжительности профессиональной деятельности, выработка у них чувства самоуважения и умения противостоять стрессовым воздействиям окружающей среды. Отмечено, что сохранение психического здоровья пожилых людей залог прочности политических, экономических и духовно-нравственных устоев общества. Выводы. Решение проблемы охраны психического здоровья пожилого человека требует глубокого понимания биологической сущности старения, осознания того, что старение является фундаментальным физиологическим процессом. В позднем периоде жизни происходят не только негативные изменения личности, напротив, психика пожилого человека приобретает стабильность, терпимость, глубину суждений более четко анализировать сложные жизненные ситуации. Отношение государства и общества к людям пожилого и старческого возраста является наиболее объективным показателем уровня социального благополучия. Мудрость государственной демографической политики состоит в умении находить формы гармонизации межвозрастных отношений, что обеспечивает возможность оптимального использования профессиональных резервов старшего поколения в различных сферах жизни общества.
недавно на уроках мы прочитали одно из лучших произведений о запорожском казачестве - повесть н.в. гоголя “тарас бульба”, над которой писатель работал почти десять лет. он изобразил героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение. автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. трагична судьба андрия, младшего сына тараса бульбы.
впервые мы встречаемся с андрием на родном родительском дворе. сначала нас может привлекать образ андрея, так как по сравнению с суровым остапом он более чувствительный, нежный, спокойный. даже мать сильнее жалеет и любит именно его. и вот постепенно перед нами проходит жизни каждого из сыновей тараса бульбы, и наше отношение постепенно изменяется. мы понимаем, что общие черты в братьях лишь молодость, их “свежесть, рослость, могущественная телесная красота».
андрий отличался в бурсе смелостью, но она всегда приводила к бедствию. в нем соединились упорство и притворное мужество: он умел выворачиваться, хитрить, даже умолять пощады. эти качества вызывают недоумение: неужели он на самом деле трус и боится отвечать за свои поступки? как только юноши в запорожскую сечь, сразу же приобретают добрую репутацию у казаков: оба ловкие, оба смелые воины. но храбрость андрия оказывается безрассудной и бесцельной; он мало задумывается над тем, за что воюет.
душе андрия доступно чужое: красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города. ему ведом не один, не единственный «пир души». нега и упоение для андрия—как в битве, так и в любви. они позволяют ему проявить себя, в равной мере влекут. андрий испытывает «какое-то сладостное чувство, вызванное азартом схватки». панночке он скажет: «погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко». андрий горячо любит прекрасную полячку. но нет в этой любви истинной поэзии. искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и своей родиной. любовь утрачивает здесь светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. любовь не принесла андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца. он забывает святые чувства верности отчизне и обществу: “а что мне отец, товарищи, отчизна! … нет у меня никого! ”
такое не простится даже самому храброму воину, и печать проклятья легла на предателя. «пропал, пропал бесславно, как подлая собака…»
измену родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. «против своих он «понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший …в стае». меня поразило то, что тарас бульба сам убивает андрия, сам объявляет ему суровый приговор, потому что обычно родители до последнего защищают и оправдывают своих детей. андрию нет оправдания, как нет оправдания любому предательству, но все-таки мне его жаль.
Начиная с середины столетия в связи с хронологическим постарением и биологическим омоложением населения формирование психологии пожилых людей претерпевает значительные изменения. Среди населения России эти изменения в 90-х гг. XX в. получили дополнительный резко выраженный импульс в результате коренного изменения государственного строя страны. Особенности психического развития человека пожилого возраста складываются из нескольких тесно связанных факторов, обусловленных изменением как социальной среды, так и принципов, определяющих статус рядового члена общества. Политические, экономические и морально-этические составляющие социальной среды определяют динамику психического здоровья человека в течение всего периода геронтогенеза. При этом процесс возрастных преобразований психики зависит от характера социально-личностных взаимодействий и во многом может быть управляемым. Целью исследования была оценка степени влияния основных факторов социальной среды на формирование психологических особенностей людей пожилого возраста в зависимости от их личностных свойств и выявление возможности оптимизации социально-личностных взаимодействий. Материалы и методы. Исследования внешних и внутренних факторов, определяющих формирование психологических особенностей людей пожилого возраста, проведены на основе анализа собственных многолетних наблюдений и литературных данных, о представителей различных возрастных групп, применения методов обобщения и экстраполяции. Результаты. Показано, что внутренняя среда человека с ее соматическим, интеллектуальным и духовным содержанием находится в постоянной динамической связке с социальной средой. При этом важнейшими факторами сохранения психического здоровья людей старших возрастных групп являются вовлечение их в активную социальную жизнь, обеспечение условий максимальной продолжительности профессиональной деятельности, выработка у них чувства самоуважения и умения противостоять стрессовым воздействиям окружающей среды. Отмечено, что сохранение психического здоровья пожилых людей залог прочности политических, экономических и духовно-нравственных устоев общества. Выводы. Решение проблемы охраны психического здоровья пожилого человека требует глубокого понимания биологической сущности старения, осознания того, что старение является фундаментальным физиологическим процессом. В позднем периоде жизни происходят не только негативные изменения личности, напротив, психика пожилого человека приобретает стабильность, терпимость, глубину суждений более четко анализировать сложные жизненные ситуации. Отношение государства и общества к людям пожилого и старческого возраста является наиболее объективным показателем уровня социального благополучия. Мудрость государственной демографической политики состоит в умении находить формы гармонизации межвозрастных отношений, что обеспечивает возможность оптимального использования профессиональных резервов старшего поколения в различных сферах жизни общества.