Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!. . Черт вас возьми, степи, как вы хороши! Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву: весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.
Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта», хотя чаще всего их противопоставляют друг другу, не замечая их внутреннего единства. Когда Пушкин написал «Историю Пугачевского бунта», огромный научный труд, он решил показать и другую его сторону. Он написал исторический роман, в котором исторические и социальные проблемы отступают на второй план, так как писателя в нем интересовали именно люди, их характеры и миропонимание. Он, в первую очередь, старался показать из как бы изнутри, показать их представления о Боге, совести, чести, добре и зле. Этот роман - «Капитанская дочка» Пушкин писал, что очень важно, без классовых или идеологических пристрастий. Писатель описал мятежников совсем не так, как представлялось с официальной точки зрения. Он не показал Пугачева извергом, который встал во главе людей. Пушкин видел причины бунта в произволе чиновников, которые теснили казаков, в жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствии законов, в неволе народа. Роман несет глубинный смысл, который актуален и до сих пор. Мне кажется, что главной проблемой «Капитанской дочки» является проблема чести и бесчестья. Ее наглядно можно показать на примере Гринева и Швабрина. Не просто так Пушкин выбирает эпиграфом романа пословицу «Береги честь смолоду». Кто-то из героев готов следовать этим словам до конца, считая лучшим выбором смерть, чем предательство, а кто-то жертвует принципами и идеалами ради собственной жизни. Главные герои повести, вокруг которых строится сюжет, Гринев и Швабрин. Они - две совершенно разные личности, но есть между ними что то общее. Они оба молодые офицеры дворянского происхождения, близкие по возрасту и прибывшие в Белогорскую крепость по службе. Проследив за их судьбой, мы сможем понять, что такое настоящая верность и отвага офицера, настоящее человеческое достоинство и предательство тоже. Повествование идет от лица Петра Гринева. До событий, которые произошли в Белогорской крепости, он жил лишь сегодняшним днем, как настоящий повеса, дальнейшие же события заставили его все переосмыслить, найти новые жизненный ценности, он повзрослел. В крепости же он знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни до крепости мы узнаем лишь то, что он был сослан сюда из за дуэли. Он, безусловно, умен и получил хорошее образование, но имеет строптивый и неуравновешенный характер. Несмотря на то, что жизнь до Белогорской крепости была схожа с жизнью Гринева, Швабрин вызывает сразу читательскую антипатию. Сначала Швабрин произвел неплохое впечатление на Гринева. Но друзьями они так и не стали. Первой причиной стала Мария Миронова, капитанская дочка. Гринев был страстно в нее и писал ей стихи. Реалистичный и расчетливый Швабрин только посмеялся над своим приятелем. Он при Гриневе оскорбил Марию Миронову. Но он тоже был влюблен в Машу. Между героями происходит дуэль, в которой Швабрин чуть было не убивает Гринева, но Савельич вовремя останавливает его. Благодаря хорошему уходу Гринев выживает. Но злопамятный Швабрин пишет донос родителям Гринева, снова совершая подлый поступок. Но это лишь начало. По-настоящему понять характер главных героев трагические события, связанные с Пугачевским бунтом. Это развязка романа, где каждый для себя должен выбрать что-то одно: честь или бесчестье. На глазах у Петра Гринева происходит казнь простых офицеров. Так как они отказались подчиниться и присягнуть Пугачеву. Они считают его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Швабрин же испугался за свою жизнь и перешел на сторону Пугачева. Он думал лишь о своей собственной жизни, забыв о своем офицерском долге перед родиной, императрицей. Этот поступок не достоин оправдания. Петру Гриневу тоже было страшно, ему нужно было сделать выбор, подчиниться, поцеловав руку Пугачева, или отправится на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Гринев выбирает второе. Он предпочел бы лютую казнь такому унижению. Он не может изменить своей родине, стать предателем. Гриневу присущи верность, благородство и преданность. Но судьба его от страшной смерти.
Пушкин писал, что очень важно, без классовых или идеологических пристрастий. Писатель описал мятежников совсем не так, как представлялось с официальной точки зрения. Он не показал Пугачева извергом, который встал во главе людей. Пушкин видел причины бунта в произволе чиновников, которые теснили казаков, в жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствии законов, в неволе народа.
Роман несет глубинный смысл, который актуален и до сих пор. Мне кажется, что главной проблемой «Капитанской дочки» является проблема чести и бесчестья. Ее наглядно можно показать на примере Гринева и Швабрина.
Не просто так Пушкин выбирает эпиграфом романа пословицу «Береги честь смолоду». Кто-то из героев готов следовать этим словам до конца, считая лучшим выбором смерть, чем предательство, а кто-то жертвует принципами и идеалами ради собственной жизни. Главные герои повести, вокруг которых строится сюжет, Гринев и Швабрин. Они - две совершенно разные личности, но есть между ними что то общее. Они оба молодые офицеры дворянского происхождения, близкие по возрасту и прибывшие в Белогорскую крепость по службе. Проследив за их судьбой, мы сможем понять, что такое настоящая верность и отвага офицера, настоящее человеческое достоинство и предательство тоже.
Повествование идет от лица Петра Гринева. До событий, которые произошли в Белогорской крепости, он жил лишь сегодняшним днем, как настоящий повеса, дальнейшие же события заставили его все переосмыслить, найти новые жизненный ценности, он повзрослел. В крепости же он знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни до крепости мы узнаем лишь то, что он был сослан сюда из за дуэли. Он, безусловно, умен и получил хорошее образование, но имеет строптивый и неуравновешенный характер. Несмотря на то, что жизнь до Белогорской крепости была схожа с жизнью Гринева, Швабрин вызывает сразу читательскую антипатию.
Сначала Швабрин произвел неплохое впечатление на Гринева. Но друзьями они так и не стали. Первой причиной стала Мария Миронова, капитанская дочка. Гринев был страстно в нее и писал ей стихи. Реалистичный и расчетливый Швабрин только посмеялся над своим приятелем. Он при Гриневе оскорбил Марию Миронову. Но он тоже был влюблен в Машу. Между героями происходит дуэль, в которой Швабрин чуть было не убивает Гринева, но Савельич вовремя останавливает его. Благодаря хорошему уходу Гринев выживает. Но злопамятный Швабрин пишет донос родителям Гринева, снова совершая подлый поступок. Но это лишь начало.
По-настоящему понять характер главных героев трагические события, связанные с Пугачевским бунтом. Это развязка романа, где каждый для себя должен выбрать что-то одно: честь или бесчестье. На глазах у Петра Гринева происходит казнь простых офицеров. Так как они отказались подчиниться и присягнуть Пугачеву. Они считают его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Швабрин же испугался за свою жизнь и перешел на сторону Пугачева. Он думал лишь о своей собственной жизни, забыв о своем офицерском долге перед родиной, императрицей. Этот поступок не достоин оправдания. Петру Гриневу тоже было страшно, ему нужно было сделать выбор, подчиниться, поцеловав руку Пугачева, или отправится на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Гринев выбирает второе. Он предпочел бы лютую казнь такому унижению. Он не может изменить своей родине, стать предателем. Гриневу присущи верность, благородство и преданность. Но судьба его от страшной смерти.