Пьеса Чехова"Вишнёвый сад "- это нравственное завещание умирающего писателя потомкам .Именно такой ( как показал в пьесе) автор видел Россию .её настоящее и будущееВ этой пьесе автор изображает обычную жизнь обычных людей .В ней нет каких -то ярких событий ( кроме продажи вишнёвого сада) ,и все разговоры как раз и ведутся вокруг судьбы сада Обычная жизнь и обычный уклад( быт ) дворянской усадьбы - это уходящая натура .Герои - дворяне больше живут воспоминаниями об ушедшей счастливой поре ,когда сад давал огромное количество вишни ,её и продавали ,и запасали ,и варили .Сейчас не то .Баре пытаются жить по - прежнему - устроить бал ,отдать прохожему последние деньги ,кутить и бездельничать .Но старый уклад трещит и рушится под действием новой жизни. Главный герой пьесы - это вишнёвый сад .И основной конфликт произведения связан с отношением героев к вишнёвому саду .Сад - это и аллегория .и мечта ,и сожаление ...Сам Чехов любил сады ,и много их посадил за свою недолгую жизнь .Для него - сад -это целый живой мир .Интересно ,что в пьесе нет большого внешнего конфликта между героями ,Он заменён драматизмом переживаний персонажей пьесы .( это один из приёмов писателя )Он хотел ,чтобы жизнь шла ,как идёт .Мы же в жизни редко устраиваем большие конфликты и скандалы .Так и здесь. Весь конфликт заключён в том,как герои относятся к судьбе вишнёвого сада.И тут спорят между собой ( конфликтуют) неявно интересы уходящего дворянского уклада и нарождающегося нового - буржуазного .Дворяне - это Раневская и её брат Гаев .Она промотала всё состояние на содержание парижского любовника ,а Гаев ,как судачат,проел состояние на леденцах .Их поведение говорит о никчёмности ,легкомыслии и беспечности А слова расходятся с делом .Они толкуют о сада ,о том ,как им хорошо жилось среди этой красоты .Но не принимают искреннего совета Лопахина по реальному сада ,который им так дорог.Фальшивая спесь не позволяет им сдавать сад в аренду дачникам .Уж лучше пусть пропадает .Деньги ,присланные бабушкой для уплаты процентов ( Ане ) ,Раневская цинично присваивает и опять стремится в Париж ,к человеку ,который её обобрал и обманул .Другой участник скрытого конфликта - Ермолай Лопахин ,не сумев убедить симпатичных и дорогих ему хозяев сада ,неожиданно для себя на торгах сад покупает .Казалось ,конфликт разрешён .Но Лопахин - временный хозяин сада .Он добр ,великодушен ,но неотёсан ,мало образован .Его внутренний конфликт( который ,кстати сказать ,имеется у каждого героя ) во внешнем благополучии и внутренней низкой самооценке .И всё же конфликт разрешён - буржуазия торжествует .Хотя в пьесе есть слабое указание на то ,что существуют и другие претенденты на сад .Именно Аня с Петей Трофимовым( молодое поколение ),по мнению Чехова превратить Россию в сад (Так они и говорят: "Вся Россия наш сад) Но герои эти нежизненны и слабы .Петя - резонёр ( только лозунги выдавать ) Он нигде не служит ,хотя горд и чванлив ...Символом бессмысленности "вечного студента" служат галоши ,которые он ищет в конце пьесы .Они тоже не нужны,как и он .Чехов этого не утверждает .Но ,показав честно этого "революционера " ,развенчивает его .Невольно вспоминаешь формулу революций :"Революцию замышляют романтики ,осуществляют фанаты ( вот вам - Петя) ,а пользуются её плодами - подлецы Кстати ,он тоже есть в пьесе .Его угадал гениальный Чехов .Это слуга Яша ,который с матерью не изволил повидаться .В нём будущие Шариковы и Швондеры ...Таким образом ,мы увидели старых и нового хозяина вишнёвого сада .показанных нам писателем Чеховым .Мне не симпатичны .ни Раневская с Гаевым ,ни Лопахин .Вишнёвый сад жалко .
Вам без сомнения известен Ходжа и притча о том, как он отправлял за водой дочь с кувшином, предварительно наказав ее. Когда плачущая дочь ушла сосед обратился к нему: - Достопочтенный, ведь она еще не разбила кувшин, зачем ты ее наказал? - После того, как разобьет, уже будет поздно наказывать... О чем эта не смешная вовсе история? Да очень просто, - не кувшин он берег, а дочь оберегал от поспешных действий, от ошибок на жизненном пути? Добился ли он успеха? Уверен что нет - ведь мудрость и жизненный опыт, когда думаешь о последствиях больше, чем о поступке приходят с годами, а молодость устремлена в будущее и мчится туда топча даже то, что нужно бы взять с собой. Не зря великий и наблюдательный Хайям сказал: На базаре мудрость продавали И давали старость к ней в придачу. Люди проходили, но не брали, Уходили молча, деньги пряча. Глупость продавали на базаре, Молодость давали к ней в придачу! Люди подходили, покупали, Убегали, позабыв про сдачу… И, наверное такая устремленность права, опасаясь совершить ошибку, причинив этим боль себе и людям мы до сих пор сидели бы в пещерах. Молодость - это новые достижения, старость - их просеивание через сито пригодности и сохранение. Невозможно не совершать ошибки, подтверждением тому жизнь людей, которые на виду. Тот же мудрый Хайям предупреждал о вреде вина, и тут же шел в кабак, полководцы губили свои армии, предводители свои государства. У не столь великих в общечеловеческих масштабах потери от ошибок были не столь велики, но для своей жизни, - даже более катастрофичны. Сколько живу, столько восхищаюсь человеком - он, после беды встает и идет дальше через новые беды и несчастья. Действительно в человеке есть частица божьей искры. Ошибки совершают все - это неизбежно. Все дело в том, как человек поведет себя дальше. Сложив в покаянии руки станет безвольным овощем, или отряхнувшись постарается исправить последствия ошибки и взяв в руки хурджин и посох пойдет дальше. Все дело - в этом. Не бойся, друг, сегодняшних невзгод! Не сомневайся, время их сотрет.
Про молодое поколение можно не писать .
- Достопочтенный, ведь она еще не разбила кувшин, зачем ты ее наказал?
- После того, как разобьет, уже будет поздно наказывать...
О чем эта не смешная вовсе история? Да очень просто, - не кувшин он берег, а дочь оберегал от поспешных действий, от ошибок на жизненном пути? Добился ли он успеха? Уверен что нет - ведь мудрость и жизненный опыт, когда думаешь о последствиях больше, чем о поступке приходят с годами, а молодость устремлена в будущее и мчится туда топча даже то, что нужно бы взять с собой. Не зря великий и наблюдательный Хайям сказал:
На базаре мудрость продавали
И давали старость к ней в придачу.
Люди проходили, но не брали,
Уходили молча, деньги пряча.
Глупость продавали на базаре,
Молодость давали к ней в придачу!
Люди подходили, покупали,
Убегали, позабыв про сдачу…
И, наверное такая устремленность права, опасаясь совершить ошибку, причинив этим боль себе и людям мы до сих пор сидели бы в пещерах. Молодость - это новые достижения, старость - их просеивание через сито пригодности и сохранение. Невозможно не совершать ошибки, подтверждением тому жизнь людей, которые на виду. Тот же мудрый Хайям предупреждал о вреде вина, и тут же шел в кабак, полководцы губили свои армии, предводители свои государства. У не столь великих в общечеловеческих масштабах потери от ошибок были не столь велики, но для своей жизни, - даже более катастрофичны. Сколько живу, столько восхищаюсь человеком - он, после беды встает и идет дальше через новые беды и несчастья. Действительно в человеке есть частица божьей искры. Ошибки совершают все - это неизбежно. Все дело в том, как человек поведет себя дальше. Сложив в покаянии руки станет безвольным овощем, или отряхнувшись постарается исправить последствия ошибки и взяв в руки хурджин и посох пойдет дальше. Все дело - в этом.
Не бойся, друг, сегодняшних невзгод!
Не сомневайся, время их сотрет.