Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным создателем будущего,, создателем, пропускающим через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и прогрессивные идеи «стариков» и, таким образом, определяющим, что найдет воплощение в общественной жизни через несколько десятилетий, а что умрет вместе с последними представителями старшего поколения. По состоянию молодежи можно определить и состояние всего общества, ведь общественные пороки прежде всего отражаются на его самой чувствительной и уязвимой части, коей и является молодежь. И страшнее всего то, что молодое поколение может утратить к анализу и оценке реальности и из судьи-преобразователя превратиться в точное отражение старшего поколения — тогда ни о каком развитии общества не может идти и речи.
Именно такую ситуацию и показал Островский в драме «Гроза», изобразив плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что «у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом». Дикой называет Кулигина «татарином» за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что «гроза-то нам в наказанье посылается», молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, «тузов» этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле «сокрушают ребра» своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка при и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали.
Именно такую ситуацию и показал Островский в драме «Гроза», изобразив плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что «у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом». Дикой называет Кулигина «татарином» за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что «гроза-то нам в наказанье посылается», молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, «тузов» этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле «сокрушают ребра» своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка при и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали.