В образе героя нам открывается то скрытое на первый взгляд , что было впитано Соколовым словно из воздуха народной жизни: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть , все снести , если к этому нужда позвала». В этих гордых и мужественных словах основное «зерно» характера Соколова. Андрей Соколов бежал из плена - его поймали били , «голого всего в крови и привезли в лагерь…». Крутой поворот в жизни Андрея Соколова, когда «смерть мимо только холодом от нее потянуло» совпал по времени с одним из решающих испытаний в жизни народа - битвой за Сталинград. Сцена с комендантом лагеря строится Шолоховым как моральный поединок . «Лагерфюрер» Мюллер решил в последний предсмертный час унизить посмевшего сказать «вольное» слово русского солдата. «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия», - предлагает он. И тут вступает в действие тот моральный фактор, который нередко решает судьбы людей . В ослабевшем и беззащитном приготовившемся к смерти человеке заговорили патриотическое чувство и гордость. Выдержка и стойкость Соколова. Пусть это был самый примитивный поразить, но он как нельзя лучше соответствовал тому, чтобы показать свою несломленность. Андрей Соколов отказывается закусить после выпитых стаканов водки , тем самым утверждая свою независимость . Вновь раскрывается душа Андрея Соколова , когда он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Личная трагедия преодолевается любовью. Андрей Соколов возвращается к жизни , обретает себя в заботе о ребенке. Мальчик – сирота подобранный Соколовым не просто заменяет ему сына он становится его сыном единственным смыслом искалеченной жизни. Всей логикой рассказа Ш. доказал что его герой не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Жизнь Андрея Соколова становится символом несгибаемой силы, мощи, нравственной чистоты и бескомпромиссного русского человека вообще. Герой Ш. знает свое место в жизни и строит ее своими руками. Нравственная сила главного героя и высочайшее мастерство художника сумевшего в небольшом рассказе с потрясающей силой обрисовать трагическую историю жизни обычного человека покорили весь мир. Новизна рассказа Ш. состояла еще и в возвращении к «простому человеку» а также в возвращении к «простым» и вечным общечеловеческим ценностям. В годы «оттепели» общечеловеческий духовные ценности осваивались как бы заново и возвращение к первоосновам стало не только озарением одного художника оно стало знамением времени.