Сочинение на тему образ софьи на тему "горе от ума" план: 1. введение 2. основная часть а. характеристика образа софьи б. софья и чацкий. характеристика взаимоотношений и её роль в его жизни в. софья и молчалин. его роль и значимость для софьи 3. заключение а. предательство б. о становлении и взрослении героини
Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал ещё Пушкин («Софья очерчена неясно…»). II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий. Отношения с ним три года назад Софья называет «детской дружбой». Теперь же Софья вышла из этого возраста, у нее своя жизнь и свое понимание людей. 2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаём, что Софья любит Молчалина. Эта любовь многим непонятна: Лиза сравнивает Молчалина с Чацким и отдает предпочтение последнему, Фамусов с самого начала заявляет: «Кто беден, тот тебе не пара». Главное же, что этой любви не может поверить Чацкий: «С такими чувствами, с такой душою // Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!». За что же Софья любит Молчалина?: а) про Софью можно сказать словами Пушкина: «Пора пришла, она влюбилась»; б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентиментальные романы: как и в них, она влюбляется в человека незаметного, который ей не ровня; в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем. 3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацкого не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: «Я очень ветрено, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же изменила?» (первое действие). Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве мужа. Его ум, в частности, не таков, который может «осчастливить семейство» (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отрицательным («Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства», «Не человек — змея!», «Унизить рад, кольнуть, // Завистлив, горд и зол»). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или иначе отомстить Чацкому. Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?» 4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде всего для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ради нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается «дознаться», кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и последний удар («Так этим вымыслом я вам еще обязан?»). Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). III. Заключение Софья — один из первых реалистических женских характеров в русской литературе. Поэтому ее нельзя оценить однозначно: это не «положительная» и не «отрицательная» героиня, а живой человек.