В стихотворении А.А.Фета «Пчёлы»весеннее пробуждение природы удивительно переплетается с душевными терзаниями лирического героя. «Смело можно сказать, что на русском языке еще не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности, смутных душевных порывов, не поддающихся даже тени анализа прозаического» - пишет критик Дружинин.
Пятистишие написано трёхстопным анапестом, с чередующейся мужской и женской рифмой, что придаёт особую поэтичность и мелодичность. Не зря многие стихи Фета были положены на музыку. Для создания музыкальной картины Фет использует звукопись («Иль совсем потеряюсь в лесу...»). Его удивительная напевность опирается на повторы («боле и боле», «пропаду от тоски», «с тоскою моей») и параллельные синтаксические конструкции («Выйду…в поле», «Потеряюсь в лесу»). Разговорный стиль миниатюры, обилие пауз на синтаксическом и интонационном уровне передает сбивчивую речь. Лирический герой одинок, это человек, для которого земное существование в какой-то момент потеряло всякий смысл. Всё стихотворение построено на антитезе: противопоставляются тоска и лень лирического героя трудолюбивой и активной пчеле, чистое поле густому лесу. Герой пытается найти ключ к гармонии с миром и самим собой («Нет, постой же! с тоскою моею / Здесь расстанусь»). Однако жизнь природы продолжается, в ней ничего не меняется («…опять эти пчелы…»), герой всё так же одинок, и ответы на волнующие его вопросы не найдены. Вот почему автор использует так много многоточий. Пчела в начале стихотворения была символом жизни, надежды на возрождение («Распевая, вползает пчела ...»). Но в последней строфе слышится некое раздражение. Автор единственный раз во всём стихотворении использует риторическое восклицание («Ах, опять эти пчелы под нею!»). Теперь они не распевают, а надоедливо жужжат. Старания героя напрасны. Он по-прежнему одинок.
Главный герой поэмы, Руслан, великодушен, храбр, чувствителен, решим, верен любви своей, чести и добродетели, но вспыльчив и нетерпелив. Он напоминает Ахиллеса. На свадебном пиру :
...страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И щиплет ус от нетерпенья.
Отправляясь вместе с тремя своими соперниками отыскивать похищенную Людмилу,
На брови медный шлем надвинув, Из мощных рук узду покинув, ... Руслан уныньем как убит; Мысль о потерянной невесте Его терзает и мертвит.
В пещере благодетельного Финна, лежа на постели из мягкого моху перед погасающим огнем,
...ищет позабыться сном, Вздыхает, медленно вертится.. . Напрасно! витязь наконец: "Не спится что-то, мой отец! Что делать: болен я душою, И сон не в сон, как тошно жить".
Нетерпеливый, он считает каждое мгновение -- и, едва показался день,
Выходит вон. Ногами стиснул Руслан заржавшего коня; В седле оправился, присвистнул; ... И скачет по пустому лугу.
Грозный Рогдай, умыслив прежде, нежели освободить Людмилу, умертвить Руслана, догоняет его и вызывает на смертный поединок.
Руслан вспылал, вздрогнув от гнева; Он узнает сей буйный глас.. .
Начинается единоборство -- и неукротимый Рогдай, ужас сильных, погиб от руки Руслана. Размышления русского богатыря на старом поле брани выведены из его положения; они показывают его возвышенный образ мыслей, чувствительность сердца и ненасытимую жажду славы.
О поле! поле! кто тебя Усеял мертвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал В последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал? Чьи небо слышало молитвы? Зачем же, поле, смолкло ты И поросло травой забвенья?. . Времен от вечной темноты, Быть может, нет и мне Быть может, на холме немом Поставят тихий гроб Русланов, И струны громкие Баянов Не будут говорить об нем.
Рассерженный огромною головою Черноморова брата, задержавшею его на пути, в вспыльчивости он дает ей пощечину, но опомнясь, дарует жизнь; мужественно бьется дорогою то с богатырем, то с ведьмою, то с великаном, достигает цели желаний своих, побеждает Черномора и, не находя нигде своей супруги, снова теряет терпение, сердится.. .
...Неистовый, ужасный, Стремится витязь по садам; Людмилу с воплем призывает, С холмов утесы отрывает, Все рушит, все крушит мечом -- Беседки, рощи упадают, Древа, мосты в волнах ныряют, Степь обнажается кругом! Далеко гулы повторяют И рев, и треск, и шум, и гром; Повсюду меч звенит и свищет, Прелестный край опустошен -- Безумный витязь жертвы ищет, С размаху вправо, влево он Пустынный воздух рассекает.. . И вдруг.. . нечаянный удар С княжны невидимой сбивает
шапочку-невидимку! Людмила найдена -- и витязь наш утихает; с унынием и слезами берет он ее на руки и тихим шагом едет к Киеву. Ласково приветствует Руслан чудовищную голову Черноморова брата:
Здравствуй, голова! Я здесь! наказан твой изменник! Гляди: вот он! злодей наш пленник!
Нежно беседует он с юным Ратмиром, сделавшимся пустынником, и, как Божий гром, упадает на беспечный стан печенегов; рубит, колет, топчет богатырским конем, освобождает престольный град, прощает убийцу Фарлафа, похитителя Черномора, пробуждает Людмилу и вместе с нею упадает в объятия Владимира.Тут и характер и поступки
Пятистишие написано трёхстопным анапестом, с чередующейся мужской и женской рифмой, что придаёт особую поэтичность и мелодичность. Не зря многие стихи Фета были положены на музыку. Для создания музыкальной картины Фет использует звукопись («Иль совсем потеряюсь в лесу...»). Его удивительная напевность опирается на повторы («боле и боле», «пропаду от тоски», «с тоскою моей») и параллельные синтаксические конструкции («Выйду…в поле», «Потеряюсь в лесу»). Разговорный стиль миниатюры, обилие пауз на синтаксическом и интонационном уровне передает сбивчивую речь. Лирический герой одинок, это человек, для которого земное существование в какой-то момент потеряло всякий смысл. Всё стихотворение построено на антитезе: противопоставляются тоска и лень лирического героя трудолюбивой и активной пчеле, чистое поле густому лесу. Герой пытается найти ключ к гармонии с миром и самим собой («Нет, постой же! с тоскою моею / Здесь расстанусь»). Однако жизнь природы продолжается, в ней ничего не меняется («…опять эти пчелы…»), герой всё так же одинок, и ответы на волнующие его вопросы не найдены. Вот почему автор использует так много многоточий. Пчела в начале стихотворения была символом жизни, надежды на возрождение («Распевая, вползает пчела ...»). Но в последней строфе слышится некое раздражение. Автор единственный раз во всём стихотворении использует риторическое восклицание («Ах, опять эти пчелы под нею!»). Теперь они не распевают, а надоедливо жужжат. Старания героя напрасны. Он по-прежнему одинок.
...страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет Руслан влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И щиплет ус от нетерпенья.
Отправляясь вместе с тремя своими соперниками отыскивать похищенную Людмилу,
На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
...
Руслан уныньем как убит;
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит.
В пещере благодетельного Финна, лежа на постели из мягкого моху перед погасающим огнем,
...ищет позабыться сном,
Вздыхает, медленно вертится.. .
Напрасно! витязь наконец:
"Не спится что-то, мой отец!
Что делать: болен я душою,
И сон не в сон, как тошно жить".
Нетерпеливый, он считает каждое мгновение -- и, едва показался день,
Выходит вон. Ногами стиснул
Руслан заржавшего коня;
В седле оправился, присвистнул;
...
И скачет по пустому лугу.
Грозный Рогдай, умыслив прежде, нежели освободить Людмилу, умертвить Руслана, догоняет его и вызывает на смертный поединок.
Руслан вспылал, вздрогнув от гнева;
Он узнает сей буйный глас.. .
Начинается единоборство -- и неукротимый Рогдай, ужас сильных, погиб от руки Руслана.
Размышления русского богатыря на старом поле брани выведены из его положения; они показывают его возвышенный образ мыслей, чувствительность сердца и ненасытимую жажду славы.
О поле! поле! кто тебя
Усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Чьи небо слышало молитвы?
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья?. .
Времен от вечной темноты,
Быть может, нет и мне
Быть может, на холме немом
Поставят тихий гроб Русланов,
И струны громкие Баянов
Не будут говорить об нем.
Рассерженный огромною головою Черноморова брата, задержавшею его на пути, в вспыльчивости он дает ей пощечину, но опомнясь, дарует жизнь; мужественно бьется дорогою то с богатырем, то с ведьмою, то с великаном, достигает цели желаний своих, побеждает Черномора и, не находя нигде своей супруги, снова теряет терпение, сердится.. .
...Неистовый, ужасный,
Стремится витязь по садам;
Людмилу с воплем призывает,
С холмов утесы отрывает,
Все рушит, все крушит мечом --
Беседки, рощи упадают,
Древа, мосты в волнах ныряют,
Степь обнажается кругом!
Далеко гулы повторяют
И рев, и треск, и шум, и гром;
Повсюду меч звенит и свищет,
Прелестный край опустошен --
Безумный витязь жертвы ищет,
С размаху вправо, влево он
Пустынный воздух рассекает.. .
И вдруг.. . нечаянный удар
С княжны невидимой сбивает
шапочку-невидимку! Людмила найдена -- и витязь наш утихает; с унынием и слезами берет он ее на руки и тихим шагом едет к Киеву. Ласково приветствует Руслан чудовищную голову Черноморова брата:
Здравствуй, голова!
Я здесь! наказан твой изменник!
Гляди: вот он! злодей наш пленник!
Нежно беседует он с юным Ратмиром, сделавшимся пустынником, и, как Божий гром, упадает на беспечный стан печенегов; рубит, колет, топчет богатырским конем, освобождает престольный град, прощает убийцу Фарлафа, похитителя Черномора, пробуждает Людмилу и вместе с нею упадает в объятия Владимира.Тут и характер и поступки