Lвступление один из главных пороков современной цивилизации состоит, по мысли толстого, в широком распространении ложных понятий. в связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. как же отличить истинное от ложного? для этого у толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. п. главная часть 1. ложное величие. «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — писал толстой. ложное величие олицетворяет в романе наполеон. в нем нет ни того, ни другого, ни третьего. толстой показывает, что наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей. поведение наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект. в романе наполеону противопоставлен кутузов, чьими действиями руководит любовь к родине и любовь к солдату. в его действиях нет игры и позы, наоборот, толстой даже подчеркивает внешнюю непривлекательность полководца. но именно кутузов как выразитель души всего народа служит примером истинного величия. 2. ложный героизм. пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по толстому, еще не настоящий героизм. так происходит, например, с князем андреем в первом томе романа во время аустерлицкого сражения. истинный же героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а об общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны такой героизм проявляют на войне прежде всего простые люди — солдаты, капитан тушин, капитан тимохин и др. именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь андрей во время бородинского сражения. 3. ложный патриотизм. его проявляет в романе значительная часть аристократии, начиная от самого царя и кончая элен безуховой. стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические «афишки» и высокопарные клятвы ростопчина и т.п.) противопоставляется истинному, непоказному патриотизму прежде всего народа: солдат и ополченцев, купца ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы не доставалась французам, партизан, жителей москвы и других городов и деревень, оставлявших армии наполеона «выжженную землю», и т.п. истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: кутузов, андрей болконский, пьер безухов, наташа ростова и др. 4. ложная любовь. настоящая любовь, по толстому, должна возникать из чувства духовной близости между людьми. истинно любящий человек думает не столько о себе, сколько о любимом или любимой. любовь только тогда оправдана в глазах толстого, когда она выражает духовное единение. такая любовь показана толстым в основном в эпилоге на примере пар николай ростов — княжна марья и пьер безухов — наташа. но в романе показана и любовь как ложное и эгоистическое чувство. так, любовь пьера к элен — это всего лишь чувственное влечение. то же можно сказать и о внезапной страсти наташи к анатолю. несколько более сложный случай — любовь князя андрея к наташе. казалось бы андрей болконский любит вполне искренне, но дело в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом — оскорбление, нанесенное его чести. с точки зрения толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы. iii. заключение «простота, добро и правда» — главные критерии отличия истинного от ложного в «войне и мире».
Об истинном и ложном героизме задумывается князь Андрей, когда идет на войну ради славы. При Шенграбене он участвует в битве и видит подвиг батареи скромного и неловкого капитана Тушина, прорыв отряда капитана Тимохина, который обращал французов в бегство, смельчака Долохова, героически пленившего французского офицера. Герой не может разобраться, кто из них настоящий герой, хотя ответ лежит на поверхности. К примеру, Долохов требовал награды за свой поступок, хвастался им на построении, а Тушина за его скромность едва не лишили командования, и лишили бы, если бы за него не заступился Болконский. Кто же из них герой? Корыстный Долохов или неизвестный герой Тушин? Как решить, ведь оба они рисковали жизнью ради общей цели?
В битве при Аустерлице Андрей поднимает солдат на смертельный кровопролитный бой, которого можно было бы избежать. Герой, как и Долохов, польстился на славу и не считал головы, по которым шел к ней. Недаром Кутузов учил его беречь жизни, но Болконский этому совету не внял. Это и есть ложный героизм, в чем князь убедился на собственном опыте.
В битве при Аустерлице Андрей поднимает солдат на смертельный кровопролитный бой, которого можно было бы избежать. Герой, как и Долохов, польстился на славу и не считал головы, по которым шел к ней. Недаром Кутузов учил его беречь жизни, но Болконский этому совету не внял. Это и есть ложный героизм, в чем князь убедился на собственном опыте.