« Железная дорога » имеет подзаголовок: « Посвящается детям ». И ведь действительно стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней. Посвящение подчеркивает, что единственно возможный собеседник в данном случае — ребенок. Когда вмешается генерал, категорически и безапелляционно отрицающий созидательную роль народа, рассказчик произносит только одну фразу: «Я говорю не для вас, а для Вани... » С генералом говорить нечего, он не заслуживает спора и правды, а вот дети еще не безнадежны, они могут многое понять. На них надеется Некрасов, в них он видит залог бессмертия народа, того самого, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста, как об этом рассказано в отрывке из поэмы «Крестьянские дети» , вошедшем во все хрестоматии и сборники — «Мужичок с ноготок» .
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат»[1]. Термин, введённый А. А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный „центр“»[2]. Ухтомский ссылается на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» впространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события»[3].