Эстетическое освоение былин заставляет ощутить кровную связь людей новой России с людьми эпохи создания эпоса, с людьми тех эпох, в которые былины устно передавались от поколения к поколению. Известный славянист Фр. Миклошич выделил в былинах ряд приемов, не свойственных эпосу «искусственному», то есть литературе: эпитеты, сравнения, повторения. Художественные функции глагола и его форм рассмотрены в работах В. Я. Проппа, А. П. Скафтымова, Д. С Лихачева. Особые явления поэтической лексики былин (тавтология, синонимия) проанализированы А. П. Евгеньевой. Каков же язык русских былин? В чем заключена его поэтика? В сочетании прилагательных - эпитетов с существительным: белый - день, двор, береза, заря, лицо, лебедь, конь, паруса, полотенце, руки, свет; большой - бой, брат, богатырь, дочь, земля, сестра; быстрый - ноженьки, река, ручьи. В сочетании существительных с прилагательными: богатырь - могучий, удалый, приудалый, русский, славный, младой, старый, седой. В сочетании глаголов синонимов: было-жило, бити- грабити, биться-драться, бьются-рубятся, кормила- поила, зрел-смотрел, В употреблении многообразных словосочетаний поэтизирующих русскую речь: обозначающие предметы - белгорюч камень, белполотнянный шатер, злата казна, калена стрела, путь- дорога, богатырский конь, добрый конь, булатный меч, тугой лук, разрывчатый, палица во сорок пуд. Обозначающие действующие лица былин - Илья Муромец, Добрынюшка, Алешенька- поповский сын, батюшка- родитель, братцы-товарищи, волхи-волшебники, горькая сирота, красны девицы. Обозначающие части человеческого тела - богатырска буйна голова, бело лицо, головушка безвинная, жёлты кудри, могучи плечи, русы косы, речист язык, уста сахарные, ясны очи. Обозначающие мир животных - бела лебедь, добрый конь, змея подколодная, ясен сокол. Обозначающие являения природы - буйны ветры, береза покляпая, дерево стоячее, крут бережок, мать - сыра земля, мхи-болота, роса ранняя, туча грозная. Обозначающие отвлеченные чувства понятия - беда неминучая, большая невзгодушка, даль неведомая, дела добрые, слава великая, сила поганая, честь славушка. Обозначающая и называющая различные действия - гулять погуливать, туча подымается, во гусельцы поигрывает, мечет палицу тяжелую, служить верой правдою, речи говорил, ответ держал, горько прирасплакалась, слезами уливается. Сочетаясь, переплетаясь, повторяясь, русские слова создают былину с ее неповторимой красотой и благозвучием. В былине повторяются эпизоды, отдельные слова и целые фразы. Но не механично, а всегда так, что это ведет к большей выразительности речи. Чужой человек не просто чужой, а «чуж чуженин» - это уже совсем чужой. Удивляясь, говорят не «чудно», а «чудным- чудно» - в степени крайнего удивления. Постоянные эпитеты (скатный жемчуг, тутой лук); параллелизмы (одно солнышко на всем свете, один богатырь на святой Руси, не темны облака попадали, как летит ведь змея поганая); сравнения (неделя за неделей, как река бежит); преувеличение - гиперболизация (растёт не по дням, а по часам). Именно в этом заключена огромная художественная ценность былин. Именно былины своим поэтическим языком донести детям все то лучшее и светлое, чем жил русский человек на протяжении долгих веков своей истории. Переходя из уст в уста, былины сохранили нам высокие примеры народного героизма, блиставшего в грозовые дни вражеских нашествий. Любовь к родной земле, сознание красоты и величия Отчизны, утверждение нравственных идеалов народа - все живет живой жизнью в русских былинах.
Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» (1871- 1872) - поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году. Обращаясь к Н. А. Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов справочник школьника 435 искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70 годов XIX века. Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения - «Декабристки» - было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла: «Русские женщины» .
К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристками) , останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии» . Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближают в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины» . Основная черта характера некрасовских декабристок - высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку - подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости.
Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэтому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторжные цепи. В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.
К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристками) , останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии» . Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближают в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины» . Основная черта характера некрасовских декабристок - высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку - подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости.
Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэтому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторжные цепи. В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.