«царевна-лебедь» — картина михаила врубеля[1], посвященная персонажу оперы н. а. римского-корсакова «сказка о царе салтане» (по одноимённой сказке пушкина). царевна с полотна врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. изображена царевна-лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город леденец, выполненные художником). «но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. в эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. художник наделяет свой образ демоническими чертами. царевна-лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. изображение кажется бесплотным призрачным видением»[5]. а. п. иванов говорил об этой картине: «не сама ли то дева-обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий? », имея в виду персонаж из «слова о полку игореве».
Сентиментализм — направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.велико было противостояние сентиментализма классицизму. классицизм основан на культе разума. страшные события французской революции, которой закончился блистательный век просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «всегда ли рассудок есть царь чувств твоих? » — спрашивает своего героя карамзин («бедная лиза»). чувство было провозглашено основой человеческой личности. сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. они часто проливают слёзы, вздыхают, ахают — не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в xxi веке, такое поведение кажется немного смешным. но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма. в классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера — так зарождается психологизм.писатель-сентименталист создаёт в своём произведении особый образ — образ автора-рассказчика. в классицизме авторская позиция — объективность. в сентиментализме писатель стремиться высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. в статье «что нужно автору» н. м. карамзин писал: «ты хочешь быть автором: читай несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».