Вопрос преподавания литературы в школе сегодня актуален как никогда раньше. Слишком много появилось у книг конкурентов: радио, телевидение, Интернет. А хочется, чтобы наши ученики научились получать ни с чем не сравнимое удовольствие от чтения. Это вопрос духовного развития, нравственного становления и взаимопонимания между разными поколениями. Учительская Газета
Помните, как у В.С.Высоцкого:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Эти строчки всплывают в моей памяти, когда я работаю по учебникам Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой. Эти книги заставляют думать, сопереживать, растить вдумчивого читателя и благородного человека.
Когда мы все боязливо поднимали головы и нерешительно мечтали о лучших временах в нашем образовании, Бунеевы совершили гражданский подвиг, разрушив стереотипы в области содержания образования и предложив в своих книгах настоящую живую литературу, сделав ее личностно значимой для школьников и учителей. Благодаря им наше российское преподавание литературы сделало шаг вперед.
Вот Вам начало, и одно произведение: "Сотников" В. Быкова. Война-это особое состояние бытия, когда человеку приходится снимать все свои привычные социальные маски и представать таким, какой он на самом деле есть. И очень часто в этом случае даже собственные представления человека о себе начинают расходиться с тем, каков он в обычной обстановке. Это выявляется прежде всего в ситуациях выбора, которые война постоянно предлагает человеку. Во многих произведениях русских писателей о войне художественные образы становятся глубинными символами, ситуации выбора начинают осмысляться прежде всего с философских позиций. Это особенно характерно для жанра военной повести. Прозаики тем самым продолжают размышления своих предшественников над вечными вопросами о природе добра и зла, о степени ответственности человека за собственные поступки, продиктованные вроде бы необходимостью, внешними по отношению к человеку обстоятельствами. Целый ряд писателей создали настоящие шедевры, посвященные этой проблеме: это Виктор Некрасов, Константин Симонов, Виктор Курочкин, Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие. Это основная тема и одной из самых знаменитых повестей Василя Быкова - "Сотников". Для прозы Быкова зачастую характерно слишком прямолинейное противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души некоторых героев раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим момент истины, ситуация категорического выбора, сразу проявляющая истинную сущность человека. Рыбак - герой повести "Сотников"-полон жизненных сил, не знает страха, и товарищ Рыбака, хворый, не отличающийся мощью, с "тонкими кистями рук" Сотников постепенно начинает казаться ему только лишней обузой. Действительно, во многом по вине последнего вылазка двух партизан за провизией закончилась провалом. Однако Сотников, изувеченный в подвале полицейской управы, не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем самым их, но для него очень важно достойно умереть. Личная этика этого героя очень близка христианской - положить душу "за други своя", не стараясь купить мольбами или предательством недостойную жизнь. Еще в детстве случай со взятым без спросу отцовским маузером научил его всегда брать на себя ответственность за собственные проступки. Многие утрачивают представления о Высшей справедливости и даже ее существовании, некоего Высшего суда, перед которым ответственны все без исключения. Таким высшим судом для неверующего Сотникова становится мальчик в буденновке, который олицетворяет в повести будущее поколение. Как когда-то на самого героя оказал сильное влияние подвиг русского полковника, во время допроса отказавшегося отвечать на вопросы врага, так и он совершает подвиг на глазах мальчишки, словно бы передавая своей гибелью нравственный завет тем, кто остается жить на земле. Перед лицом этого суда Сотников даже усомнился в своем праве "требовать от других наравне с собой". И здесь можно усмотреть скрытые переклички между образом Сотникова и Христом: оба погибли мучительной, унизительной смертью, преданные близкими людьми, во имя человечества. Подобное осмысление Быковым событий произведения в их проекции на "вечные сюжеты" и нравственные ориенти ры мировой культуры, и прежде всего на заповеди, оставленные Христом человечеству, вообще характерно для военной повести, если она ориентируется на философическое осмысление ситуации нравственного выбора, в которую ставит война человека.
Помните, как у В.С.Высоцкого:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Эти строчки всплывают в моей памяти, когда я работаю по учебникам Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой. Эти книги заставляют думать, сопереживать, растить вдумчивого читателя и благородного человека.
Когда мы все боязливо поднимали головы и нерешительно мечтали о лучших временах в нашем образовании, Бунеевы совершили гражданский подвиг, разрушив стереотипы в области содержания образования и предложив в своих книгах настоящую живую литературу, сделав ее личностно значимой для школьников и учителей. Благодаря им наше российское преподавание литературы сделало шаг вперед.
Война-это особое состояние бытия, когда человеку приходится снимать все свои привычные социальные маски и представать таким, какой он на самом деле есть. И очень часто в этом случае даже собственные представления человека о себе начинают расходиться с тем, каков он в обычной обстановке. Это выявляется прежде всего в ситуациях выбора, которые война постоянно предлагает человеку.
Во многих произведениях русских писателей о войне художественные образы становятся глубинными символами, ситуации выбора начинают осмысляться прежде всего с философских позиций. Это особенно характерно для жанра военной повести. Прозаики тем самым продолжают размышления своих предшественников над вечными вопросами о природе добра и зла, о степени ответственности человека за собственные поступки, продиктованные вроде бы необходимостью, внешними по отношению к человеку обстоятельствами. Целый ряд писателей создали настоящие шедевры, посвященные этой проблеме: это Виктор Некрасов, Константин Симонов, Виктор Курочкин, Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие. Это основная тема и одной из самых знаменитых повестей Василя Быкова - "Сотников". Для прозы Быкова зачастую характерно слишком прямолинейное противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души некоторых героев раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим момент истины, ситуация категорического выбора, сразу проявляющая истинную сущность человека. Рыбак - герой повести "Сотников"-полон жизненных сил, не знает страха, и товарищ Рыбака, хворый, не отличающийся мощью, с "тонкими кистями рук" Сотников постепенно начинает казаться ему только лишней обузой. Действительно, во многом по вине последнего вылазка двух партизан за провизией закончилась провалом.
Однако Сотников, изувеченный в подвале полицейской управы, не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем самым их, но для него очень важно достойно умереть. Личная этика этого героя очень близка христианской - положить душу "за други своя", не стараясь купить мольбами или предательством недостойную жизнь. Еще в детстве случай со взятым без спросу отцовским маузером научил его всегда брать на себя ответственность за собственные проступки. Многие утрачивают представления о Высшей справедливости и даже ее существовании, некоего Высшего суда, перед которым ответственны все без исключения. Таким высшим судом для неверующего Сотникова становится мальчик в буденновке, который олицетворяет в повести будущее поколение. Как когда-то на самого героя оказал сильное влияние подвиг русского полковника, во время допроса отказавшегося отвечать на вопросы врага, так и он совершает подвиг на глазах мальчишки, словно бы передавая своей гибелью нравственный завет тем, кто остается жить на земле. Перед лицом этого суда Сотников даже усомнился в своем праве "требовать от других наравне с собой". И здесь можно усмотреть скрытые переклички между образом Сотникова и Христом: оба погибли мучительной, унизительной смертью, преданные близкими людьми, во имя человечества.
Подобное осмысление Быковым событий произведения в их проекции на "вечные сюжеты" и нравственные ориенти ры мировой культуры, и прежде всего на заповеди, оставленные Христом человечеству, вообще характерно для военной повести, если она ориентируется на философическое осмысление ситуации нравственного выбора, в которую ставит война человека.