Стоит задуматься о сатириках России конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Почему? Именно тогда начал рушиться существующий в России политический строй – абсолютная монархия. Писатели – сатирики отражали эти события каждый в своем восприятии. Творчество М.Е Салтыкова – Щедрина очень многогранно, я хочу остановиться на его рассказах. На первых взгляд, в них нет ничего сложного, но их нужно уметь читать. Сказки в миниатюре показывают события , проблемы и образы всего общества. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован с любовью. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан море». Мужик щедрина в гармоническом единении с природой. Это немаловажная деталь. Если помещик наедине с природой «дичает», то мужик, наоборот, живет припеваючи. В этом можно услышать призыв: «Не мешайте мне жить!». К своим поработителям мужик относиться как к неизбежному злу. Он не теряет чувства собственного достоинства. Щедрин любит прикрывать лица масками. Генералы мнят себе благородными, помыкают мужиком, как животным от смерти благодаря мужику, генералы высылают ему жалкую подачку: «рюмку водки да пятак серебра : веселись мужчина!» Саркастическое восклицание автора полно глубокого смысла. В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обещал свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях шестидесятых годов. «Лучины не стало мужику в Светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Этот помещик, как и генералы, не имел никакого представления о труде. Он бес как весенняя муха. Внешний человеческий облик дикий помещик приобретает после того, как возвращаются его мужики. Итак, помещики, генералы и прочие господа не могут существовать без крестьянина. Сказки М.Е Салтыкова-Щедрина заставляли задумываться многих над судьбой России.
А. Аверченко.
Стоит задуматься о сатириках России конца девятнадцатого, начала двадцатого века. Почему? Именно тогда начал рушиться существующий в России политический строй – абсолютная монархия. Писатели – сатирики отражали эти события каждый в своем восприятии.
Творчество М.Е Салтыкова – Щедрина очень многогранно, я хочу остановиться на его рассказах. На первых взгляд, в них нет ничего сложного, но их нужно уметь читать. Сказки в миниатюре показывают события , проблемы и образы всего общества. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован с любовью. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан море». Мужик щедрина в гармоническом единении с природой. Это немаловажная деталь. Если помещик наедине с природой «дичает», то мужик, наоборот, живет припеваючи. В этом можно услышать призыв: «Не мешайте мне жить!».
К своим поработителям мужик относиться как к неизбежному злу. Он не теряет чувства собственного достоинства. Щедрин любит прикрывать лица масками. Генералы мнят себе благородными, помыкают мужиком, как животным от смерти благодаря мужику, генералы высылают ему жалкую подачку: «рюмку водки да пятак серебра : веселись мужчина!» Саркастическое восклицание автора полно глубокого смысла.
В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обещал свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях шестидесятых годов.
«Лучины не стало мужику в Светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Этот помещик, как и генералы, не имел никакого представления о труде. Он бес как весенняя муха. Внешний человеческий облик дикий помещик приобретает после того, как возвращаются его мужики.
Итак, помещики, генералы и прочие господа не могут существовать без крестьянина.
Сказки М.Е Салтыкова-Щедрина заставляли задумываться многих над судьбой России.