Деревянная игрушка — яркая самобытная область народного искусства. «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар», как называли ее раньше, создавалась для забавы детям.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.Деревянная игрушка — яркая самобытная область народного искусства. «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар», как называли ее раньше, создавалась для забавы детям.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.Игрушки делали из осины, березы, сосны, липы. Их вырубали или вырезали из чурки, куска доски. Основными инструментами служили топор и нож в некоторых случаях применялось долото. Игрушечник учился мастерству с детства, постигая мудрую простоту технических приемов.
Игрушка подчиняется законам скульптуры. Вместе с тем она близка фольклору, сказке, лубочной картинке своим юмором и весельем, приемами типизации образов, а подчас и сатирической остротой характеристик.
Содержание игрушке всегда давали жизнь, природа и человек. Изображая человека, мастера умели показать в нем представителя определенной среды: крестьянку, даму-госпожу, мужика, барина, офицера, торговца. Когда в XIX веке особенно возрос в народном искусстве интерес к жанру, к изображению бытовых конкретностей, в деревянной игрушке появились тройки и рабочие упряжки, няньки с младенцами, пахари и пастухи, пряхи за работой, солдаты и т. д.
Но возможности отражения действительности в игрушке ограничены самим ее назначением — быть предметом для игры и тем, что она является произведением декоративно-прикладного искусства. У нее свои особенности, которые точно подметил А. В. Луначарский: «… игрушка заряжена совершенно определенной психологией. Она отражает… упрощенный, юмористически или патетически преломленный,- словом, в самом широком смысле слова стилизованный объект, взятый из живой жизни».
Обобщать, выделяя в изображаемом лишь самое главное, характерное и типичное, находить обобщению художественную декоративную форму — этот основной принцип работы народного мастера в полной мере реализовался в деревянной игрушке, притом с особой смелостью и размахом фантазии.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.Деревянная игрушка — яркая самобытная область народного искусства. «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар», как называли ее раньше, создавалась для забавы детям.
Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе.Игрушки делали из осины, березы, сосны, липы. Их вырубали или вырезали из чурки, куска доски. Основными инструментами служили топор и нож в некоторых случаях применялось долото. Игрушечник учился мастерству с детства, постигая мудрую простоту технических приемов.
Игрушка подчиняется законам скульптуры. Вместе с тем она близка фольклору, сказке, лубочной картинке своим юмором и весельем, приемами типизации образов, а подчас и сатирической остротой характеристик.
Содержание игрушке всегда давали жизнь, природа и человек. Изображая человека, мастера умели показать в нем представителя определенной среды: крестьянку, даму-госпожу, мужика, барина, офицера, торговца. Когда в XIX веке особенно возрос в народном искусстве интерес к жанру, к изображению бытовых конкретностей, в деревянной игрушке появились тройки и рабочие упряжки, няньки с младенцами, пахари и пастухи, пряхи за работой, солдаты и т. д.
Но возможности отражения действительности в игрушке ограничены самим ее назначением — быть предметом для игры и тем, что она является произведением декоративно-прикладного искусства. У нее свои особенности, которые точно подметил А. В. Луначарский: «… игрушка заряжена совершенно определенной психологией. Она отражает… упрощенный, юмористически или патетически преломленный,- словом, в самом широком смысле слова стилизованный объект, взятый из живой жизни».
Обобщать, выделяя в изображаемом лишь самое главное, характерное и типичное, находить обобщению художественную декоративную форму — этот основной принцип работы народного мастера в полной мере реализовался в деревянной игрушке, притом с особой смелостью и размахом фантазии.