Н.В. Гоголь с любовью и сочувствием относился к своим героям, особенно обиженным судьбой. Писатель горячо заступался за жертв социальной несправедливости, равнодушия и жестокости окружающих людей. Он заставлял своего читателя понять простую истину: все люди заслуживают внимания и любви.
В повести «Шинель» Гоголь создаёт образ «маленького человека» - бедного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина. В экспозиции автор даёт подробное жизнеописание и характер своего героя, который даже не понимает трагизма своего одинокого, никому не нужного существования. Безрадостная жизнь, полная ограничений, не убила в чиновнике жажду любви и стремление к мечте, пусть и примитивной, - сшить новую шинель. Нет, Башмачкин не осмеливается полюбить женщину, но зато он любит свою работу – переписывание бумаг. Автор с нежностью пишет о том, как Акакий Акакиевич радостно ожидал встречи с любимыми буквами – «фаворитами», как сияло его лицо, когда он трепетно писал пером эти буквы. В жизни бедняка нет праздников, и он довольствуется малым: «В переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». С грустным юмором, без тени издёвки Гоголь описывает Башмачкина в старой дырявой шинели, потерявшей первоначальный цвет, в шляпе, на полях которой он вечно уносил всякий мусор, дынные и арбузные корки, брошенные из окон верхних этажей. Писатель с гневом пишет о том, как молодые чиновники издевались над несчастным стариком, засыпали его бумажками, толкали под локоть. Беззащитный, робкий Акакий Акакиевич не мог дать им отпор, только со слезами восклицал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете». И дальше писатель-гуманист поднимается до пафоса: «… и в этих проникающих словах звенели другие слова: «я брат твой». Гоголь чётко определил свою позицию: защищать униженных, бедных людей, любить их.
Писатель не идеализирует своего героя, он честно пишет об ограниченности интересов Башмачкина, о его робости и страхе перед жизнью. Но все недостатки перевешивает доброе, кроткое сердце чиновника, отсутствие ненависти к обижающим его и зависти к богатым и успешным. В реальности Башмачкин – незлобивый человек, но Гоголь, применив элементы фантастики, превращает своего героя в призрак, после смерти осмелившийся на протест против попрания личности, против несправедливого уклада жизни, в которой новая шинель является предметом мечтаний.
С глубокой горечью и сочувствием к «маленькому человеку» Гоголь отмечает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не нужное». И снова вспоминаются пронзающие душу слова: «Я брат твой», заставляя проникнуться состраданием к этой кроткой и чистой душе и содрогнуться от её вечного унижения и оскорбления.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.
История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».
Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».
Н.В. Гоголь с любовью и сочувствием относился к своим героям, особенно обиженным судьбой. Писатель горячо заступался за жертв социальной несправедливости, равнодушия и жестокости окружающих людей. Он заставлял своего читателя понять простую истину: все люди заслуживают внимания и любви.
В повести «Шинель» Гоголь создаёт образ «маленького человека» - бедного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина. В экспозиции автор даёт подробное жизнеописание и характер своего героя, который даже не понимает трагизма своего одинокого, никому не нужного существования. Безрадостная жизнь, полная ограничений, не убила в чиновнике жажду любви и стремление к мечте, пусть и примитивной, - сшить новую шинель. Нет, Башмачкин не осмеливается полюбить женщину, но зато он любит свою работу – переписывание бумаг. Автор с нежностью пишет о том, как Акакий Акакиевич радостно ожидал встречи с любимыми буквами – «фаворитами», как сияло его лицо, когда он трепетно писал пером эти буквы. В жизни бедняка нет праздников, и он довольствуется малым: «В переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». С грустным юмором, без тени издёвки Гоголь описывает Башмачкина в старой дырявой шинели, потерявшей первоначальный цвет, в шляпе, на полях которой он вечно уносил всякий мусор, дынные и арбузные корки, брошенные из окон верхних этажей. Писатель с гневом пишет о том, как молодые чиновники издевались над несчастным стариком, засыпали его бумажками, толкали под локоть. Беззащитный, робкий Акакий Акакиевич не мог дать им отпор, только со слезами восклицал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете». И дальше писатель-гуманист поднимается до пафоса: «… и в этих проникающих словах звенели другие слова: «я брат твой». Гоголь чётко определил свою позицию: защищать униженных, бедных людей, любить их.
Писатель не идеализирует своего героя, он честно пишет об ограниченности интересов Башмачкина, о его робости и страхе перед жизнью. Но все недостатки перевешивает доброе, кроткое сердце чиновника, отсутствие ненависти к обижающим его и зависти к богатым и успешным. В реальности Башмачкин – незлобивый человек, но Гоголь, применив элементы фантастики, превращает своего героя в призрак, после смерти осмелившийся на протест против попрания личности, против несправедливого уклада жизни, в которой новая шинель является предметом мечтаний.
С глубокой горечью и сочувствием к «маленькому человеку» Гоголь отмечает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не нужное». И снова вспоминаются пронзающие душу слова: «Я брат твой», заставляя проникнуться состраданием к этой кроткой и чистой душе и содрогнуться от её вечного унижения и оскорбления.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.
История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».
Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».
Эпитеты – «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».
Сравнения – «зелень, как иглы ежа».
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/listya.html
Объяснение: