В своей комедии Н.В.Гоголь обличает «все плохое на Руси: от крепостничества до грязных улиц». Сюжет «Ревизора», выведенные в нем образы раскрывают перед нами картину чиновничье-бюрократического правления николаевской России. Один из главных героев пьесы – мнимый ревизор Хлестаков. Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным. Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг”Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Иван Александрович живет как свободная птаха, порхая, не задумываясь о будущем, не вспоминая о Об этом нам поведал его слуга Осип. Ему, как никому другому, из-вестно все о своем хозяине: «Добро бы был в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки…». Отсюда и то, что, по словам Гоголя, «даже пустые люди называют его пустейшим». Хлестаков как личность - никто, он безлик. Его действия становятся все раскованнее, так как он понимает, что ему потакают. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. И далее меняется его поведение. Но хитрец и Городничий убежден, что видит перед собой петербургского ревизора. Чиновники, приняв столичную «фитюльку» за государ-ственного человека, стараются «умаслить» мнимого ревизора, отвести от себя грозу. В обстоятельствах пьесы Иван Александрович, человек «без царя в голове», ведёт себя в точности так, как мог бы вести себя настоящий ревизор: угрожает и распекает, берет взятки, «пускает пыль в глаза». Его поведение воспринимается городскими властями как образец служебной хитрости, ума и дальновидности, именно так, по их мнению, и должен вести себя петербургский чиновник-инкогнито. Основная характерная черта Хлестакова – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, что ему назначена». Он лжет с чувством, а окружающие принимают все за чистую монету, слушают, раскрыв рты. Мне кажется, несмотря на свою глупость, ветреность и пустоту, Хлестаков – весьма артистичная и пылкая натура. «Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли». «Ревизоришко» умеет сыграть то важного чиновника, то государственного человека, то светского франта, с жаром рассказывая свою «биографию». В этой сцене с полной откровенностью раскрывается всё то, что таилось в душонке этого «пустейшего» человека, что рисовалось в его нелепых мечтах. Но ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чём болтает Хлестаков. Все чиновники ведут себя так, как приято в их среде: подсовывают взятки, и жажда наживы в нём растёт и растёт. Хлестаков совсем разошёлся: он пользуется здесь известностью, живёт на широкую ногу, реализуются все его тайные желания, хоть и на короткое время, и на невысоком уровне. Жадность просто огромна, «ревизор» хочет урвать ещё больше: «Не прикажите ли, я велю подать коврик? – Нет, зачем? это пустое; а впрочем пусть дадут коврик». Иван Александрович успел обогатиться не только материально. Он с головой уходит в новую игру – пылкого, страстного героя романа. Он не может упустить возможность блеснуть своей светскостью и столичными манерами перед дамами. Хлестакову «еще хочется пожить здесь…». Но напоминание верного Осипа о гневе отца и заманчивая перспектива получить хороших лошадей заставляют его принять решение об отъезде…В письме к Тряпичкину истинное лицо «ревизора» открыва-ется им же самим: легкомысленный, глупый человек, мот и хвастун с нелепыми претензиями к жизни. Мне представляется, что в образе Хлестакова, «в той легкости необыкновенной», с которой он использует каждую жизненную ситуацию, заключен глубочайший смысл. Итак, Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Хотя комедия «Ревизор» написана Н.В.Гоголем больше, чем полтора века назад образы людей николаевской эпохи актуальны и в наши дни.
В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он "решился собрать в одну кучу все дурное в России.. . все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем". За комическим, почти водевильным сюжетом в "Ревизоре" все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в "немой сцене". Комический эффект основан на "недоразумении". Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда - за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и "Вверенное" их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий "рок", возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут. За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества. Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Он писал в "Театральном разъезде": "Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь". Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное лицо", которое определяет смысл комедии. "Смех" в "Ревизоре" проникнут верой в "светлую природу человека", в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. "Немая сцена", завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество "правосудия", торжество высшего нравственного начала.
Один из главных героев пьесы – мнимый ревизор Хлестаков. Гоголь не раз предупреждал:
Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он
перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным. Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг”Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Иван Александрович живет как свободная птаха, порхая, не задумываясь о будущем, не вспоминая о Об этом нам поведал его слуга Осип. Ему, как никому другому, из-вестно все о своем хозяине: «Добро бы был в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки…». Отсюда и то, что, по словам Гоголя, «даже пустые люди называют его пустейшим».
Хлестаков как личность - никто, он безлик. Его действия становятся все раскованнее, так как он понимает, что ему потакают. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. И далее меняется его поведение. Но хитрец и Городничий убежден, что видит перед собой петербургского ревизора. Чиновники, приняв столичную «фитюльку» за государ-ственного человека, стараются «умаслить» мнимого ревизора, отвести от себя грозу. В обстоятельствах пьесы Иван Александрович, человек «без царя в голове», ведёт себя в точности так, как мог бы вести себя настоящий ревизор: угрожает и распекает, берет взятки, «пускает пыль в глаза». Его поведение воспринимается городскими властями как образец служебной хитрости, ума и дальновидности, именно так, по их мнению, и должен вести себя петербургский чиновник-инкогнито. Основная характерная черта Хлестакова – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, что ему назначена». Он лжет с чувством, а окружающие принимают все за чистую монету, слушают, раскрыв рты. Мне кажется, несмотря на свою глупость, ветреность и пустоту, Хлестаков – весьма артистичная и пылкая натура. «Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли». «Ревизоришко» умеет сыграть то важного чиновника, то государственного человека, то светского франта, с жаром рассказывая свою «биографию». В этой сцене с полной откровенностью раскрывается всё то, что таилось в душонке этого «пустейшего» человека, что рисовалось в его нелепых мечтах. Но ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чём болтает Хлестаков. Все чиновники ведут себя так, как приято в их среде: подсовывают взятки, и жажда наживы в нём растёт и растёт. Хлестаков совсем разошёлся: он пользуется здесь известностью, живёт на широкую ногу, реализуются все его тайные желания, хоть и на короткое время, и на невысоком уровне. Жадность просто огромна, «ревизор» хочет урвать ещё больше: «Не прикажите ли, я велю подать коврик? – Нет, зачем? это пустое; а впрочем пусть дадут коврик». Иван Александрович успел обогатиться не только материально. Он с головой уходит в новую игру – пылкого, страстного героя романа. Он не может упустить возможность блеснуть своей светскостью и столичными манерами перед дамами. Хлестакову «еще хочется пожить здесь…». Но напоминание верного Осипа о гневе отца и заманчивая перспектива получить хороших лошадей заставляют его принять решение об отъезде…В письме к Тряпичкину истинное лицо «ревизора» открыва-ется им же самим: легкомысленный, глупый человек, мот и хвастун с нелепыми претензиями к жизни. Мне представляется, что в образе Хлестакова, «в той легкости необыкновенной», с которой он использует каждую жизненную ситуацию, заключен глубочайший смысл. Итак, Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Хотя комедия «Ревизор» написана Н.В.Гоголем больше, чем полтора века назад образы людей николаевской эпохи актуальны и в наши дни.
За комическим, почти водевильным сюжетом в "Ревизоре" все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в "немой сцене". Комический эффект основан на "недоразумении". Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда - за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и "Вверенное" их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий "рок", возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут.
За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества.
Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Он писал в "Театральном разъезде": "Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь". Положительное начало в "Ревизоре" - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то "честное лицо", которое определяет смысл комедии.
"Смех" в "Ревизоре" проникнут верой в "светлую природу человека", в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. "Немая сцена", завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество "правосудия", торжество высшего нравственного начала.