в своих рассказах а. п. чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». персонажи чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «человек в футляре», «крыжовник», «о любви».
герой первого рассказа – учитель греческого языка беликов. это закрытый в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «как бы чего не вышло». беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность. это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. всю свою жизнь беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить. смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет! » – пишет чехов.
образ человека в футляре дан чеховым в гротескной форме. имя беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.
та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «крыжовник». его герой, николай иванович чимша‑гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «но разве это счастье? » – восклицаем мы вместе с автором. разве для этого живет человек? крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик беликова в рассказе «человек в футляре».
последний рассказ трилогии – «о любви» – повествует о том, как помещик алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. и здесь чехов вскрывает еще одну причину, пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.
тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. поэтому рассказы чехова так актуальны в наши дни.
в своих рассказах а. п. чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». персонажи чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «человек в футляре», «крыжовник», «о любви».
герой первого рассказа – учитель греческого языка беликов. это закрытый в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «как бы чего не вышло». беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность. это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. всю свою жизнь беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить. смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет! » – пишет чехов.
образ человека в футляре дан чеховым в гротескной форме. имя беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.
та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «крыжовник». его герой, николай иванович чимша‑гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «но разве это счастье? » – восклицаем мы вместе с автором. разве для этого живет человек? крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик беликова в рассказе «человек в футляре».
последний рассказ трилогии – «о любви» – повествует о том, как помещик алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. и здесь чехов вскрывает еще одну причину, пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.
тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. поэтому рассказы чехова так актуальны в наши дни.