Сновная проблема романа связана с осмыслением исторических путей России. Пушкин передаёт право повествования о пугачевском восстании Петру Гриневу, типичному, среднестатистическому дворянину. Это роман о его становлении, о пути от дворянского недоросля до крепкого отца семейства, верного традициям патриота, имеющего нравственные устои, верного долгу, чести. Основные сюжетные линии романа: Петр и дочь коменданта Маша Миронова; Петр Гринев и его сверстник офицер Алексей Швабрин; Петр Гринев и предводитель крестьянского бунта Емельян Пугачев. Вихрь пугачевского восстания вовлекает Петра в непростые отношения с главарём восставших. Еще до восстания, встретившись с ним в метельном вихре степи, Пугачев Петра и его спутников – выводит их к постоялому двору. Гринев, помня его добро, отблагодарил своего вожатого, не зная, что этот подарок ему жизнь в тот момент, когда Пугачев, захватив Белогорскую крепость, казнит всех офицеров, кроме Швабрина, переметнувшегося на сторону восставших.Еще несколько встреч предстоит Гриневу и Пугачеву, когда Петр свою возлюбленную Машу Миронову, дочь казненного коменданта Белогорской крепости, будет вынужден, обратится за к самозванцу Пугачеву, выдающему себя за государя Петра Федоровича. Диалоги-встречи Пугачева с Гриневым – своеобразные идеологические центры романа. В разговорах «русских мальчиков» Гринева и Пугачева выявляется нравственное превосходство первого. Гринев противопоставляет незыблемые для него нравственные ценности: веру в Бога, верность отчизне, исполнение долга гордому своеволию Пугачева. Пушкин показывает, как в процессе общения дворянина и самозванца-казака стираются социальные грани, когда речь заходит о вопросах духовно- нравственных. Сам Пугачев впоследствии оказывает Гриневу не столько по широте натуры, а потому что понимает превосходство Гринева, оказавшегося нравственно непреклонным, верным семейным и сословным традициям.Своеобразным «символом веры» Пугачева является сказка об орле и вороне, вдохновенно рассказанная предводителем восстания Петру Гриневу. Выслушав Пугачева, Петр отвечает, что «жить убийством и разбоем… все равно, что клевать мертвечину». Весь сюжет, система образов романа раскрывают основную идею произведения: гибельности пути, связанного с бунтом, «бессмысленным и беспощадным». Мотивам вихря, бунта, противостоит в произведении «мысль семейная». Пушкин показывает благополучно-любовное житие двух дворянских семей Гриневых и Мироновых. Будучи внешне очень различными, члены этих семей внутренне близки в своей верной, простой, и праведной жизни. Давая высокую оценку пушкинскому произведению, Н.В. Гоголь говорил: «Простая, безыскусственная повесть прямо русской жизни». Оценив простоту и глубину пушкинского романа, Гоголь тонко почувствовал пушкинский идеал, преданной праведной любовной жизни простых незаметных людей.После ареста Петра капитанская дочка Маша Миронова, верная своей любви и знающая о причинах сложных отношений Гринева и Пугачева, едет в Петербург, с тем, чтобы добиться правды и освободить своего жениха. Заголовок романа свидетельствует о симпатии Пушкина к своей героине, о понимании силы любви и самоотверженности.