эпизод « в доме фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит фамусова. он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. когда появляется старуха хлёстова, чацкий дерзко осмеивает загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна. софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства молчалину, а о скалозубе говорит как о «герое не ее романа». но чацкий не верит девушке. он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. окружающим на начинает казаться, что, действительно, у чацкого «ум с сердцем не в ладу». главный герой все больше раздражает софью своими резкими в сторону молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к чацкому и представить трудно. кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник! на сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. фамусовское общество встало единым фронтом против чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага. в последнем монологе третьего действия чацкий осуждает москву и петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду: москва и петербург – во всей россии то, что человек из города бордо, лишь рот открыл, имеет счастье, во всех княжён вселять участье… но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. и снова гости фамусова делятся своими мыслями. они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин. этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. мы узнали, что чацкий не одинок в обществе фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен
Унего была единственная любимая дочь — разумная и проворная дуня, отцу в работе на станции. она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину» , буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика» . в конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: « беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать» . его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет» , и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. самсон вырин сам разрешил дуне прокатиться с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление» , а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне» . дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «дуня с той станции отправилась далее с гусаром» . старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти дуню. самсон вырин поехал в петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр минский не отдал ему дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но дуня, увидев его, упала в обморок, а минский опять выгнал его. в трагической судьбе станционного смотрителя виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. трагедия самсона вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. из рассказа видно, что минский действительно любил дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «прекрасная барыня.. ехала.. в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей» . узнав, «что старый смотритель умер.. она заплакала» и пошла на кладбище. в трагической судьбе отца дуня тоже виновата. она бросила его, поступила не по-человечески. я думаю, мысль об этом не давала ей покоя — ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый