Екст поэмы «Василий Теркин» создавался на протяжении всей Великой Отечественной войны. В окончательном виде он составил тридцать глав. Главный герой поэмы – Василий Теркин (автор сближает фамилию с прилагательным «тертый»: «жизнью тертый человек») - боец, с которым рассказчик подружился еще с советско-финляндской войны. Этот герой своему создателю завоевать славу и внимание читателей.
Рассказ о Теркине начинается с «середины», и продолжать его автор намерен «без конца»:
Почему же без конца?
Просто жалко молодца…
За свои двадцать пять лет герой изведал «все худое», но остался жив-здоров и даже стал бодрей, чем прежде. Теркин наделен щедрым сердцем, и оттого горечь бедствий и потерь оказывается ему нипочем. Трудности только закаляют его характер, проявляя все лучшие черты, обобщающие свойства работника-мужика, крестьянина и солдата. Главным же при создании образа Василия Теркина является бьющая прямо в душу правда. Без нее на войне не прожить, как не прожить без воды и доброй фронтовой пищи. Она такое же условие жизнедеятельности человека.
Истинное, простое, природное, доброе и горячее стремление людям, «силу чувствуя в плечах», а в душе веря в светлую сущность бытия, свойственно Теркину. Начало народного юмора, основанного на такой вере, воплощено в герое, завоевавшем всенародную славу. Его характер обрисован в поэме с монологов, рассказов, бесед.
Всеобщее признание балагура Теркина связано еще и с тем, что, облекая в слова невысказанные думы своих товарищей, он выявляет в них светлую сторону. То, что вспоминает боец, – противоположность грусти, ночи, страху смерти, тоске по дому.
Важным является и то, что Теркин принимает все как есть, не романтизируя действительность. Военная реальность хорошо ему знакома. Что бы ни произошло с героем на войне, каким бы страшным и тяжелым ни был его путь и какая бы печаль ни лежала у него на сердце, он всегда впереди видит свет. Война для Теркина – необходимость, поставленная временем трудная задача, выполнить которую надо, проявляя героизм, самоотверженность. Не только в своих рассказах, но и в поступках Теркин оказывается «парнем хоть куда», героем и мастером на все руки починить часы, что «с той войны еще стоят», заточить «завалящую пилу», справиться с мировой «бедой-разрухой». У него и ранение, и контузия, и опыт потерь - все «забыто – не забыто».
Не сдаваться в поединке со злом герою уверенность в своей правоте, основанная на восприятии жизни как труда на благо родного края. Эта черта характера русского человека, присущая ему во все времена. Существо характера Теркина определяется не индивидуальной неповторимостью, а проявлением национального духа. Он продолжает плеяду образов народных героев, созданных как в фольклоре, так и в литературных произведениях. В Теркине воплощается то сочетание героизма и дурачества, глубокой нравственной основы, которое характерно для героев русских сказок. Но он не «беззаботный великан», совершающий сказочные подвиги, не богатырь, а живой человек «простой закваски». Даже ростом «не высок» и физически слабей немца, легок телом и в бою не чужд опаски. Он «обыкновенный», такой, как все. И все же в Теркине сфокусированы все лучшие черты русского народного характера, отчего он и должен быть в «каждой роте».
Достоинства русской натуры выявляет национальная беда. Война обнажает чувство сопричастности родной земле, чувство не ложного, а истинного патриотизма, ощущение собственной силы и веры в правое дело:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, –
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек…
Окружающие Теркина герои, в том числе, и автор, неотделимы от него, являются его двойниками. Не он один – каждый русский за все кругом в ответе. Всем так же нелегко, у всех один враг, и это сплачивает народ настолько, что черты миллионов могут быть воплощены в центральном образе поэмы.
В то же время народ не безликая масса. Безымянные, но яркие и запоминающиеся образы обрисованы не как фон для Теркина, а как герои самостоятельных, хотя и не развивающихся линий.
В юморе Теркина за внешней потешностью, несерьезностью просвечивает глубокий, общечеловеческий смысл, понятный каждому на Руси, от парнишки до деда, от рядового до генерала. За прибаутками героя стоит жизненный опыт и лихого солдата, и мастера на все руки, и народного философа, сознающего, что «правда правдой остается».
По своим идейно-художественным особенностям произведение Твардовского вливается в традицию создания русской поэмы на народную тему. Новаторство в раскрытии национального характера связано с отсутствием расстояния между автором и героем, каждый из которых оказывается своим для всего народа.
Василий Теркин ⇒ это храбрый солдат, герой произведения Твардовского. В этот образ автор вложил лучшие черты, как бы объединяя в нем самые хорошие качества русских солдат. Поэтому образ Василия - обобщенный образ простого солдата. Это храбрый, отважный, самоотверженный человек, который имеет ум и смекалку. Василию знакомы чувства патриотизма и долга, поэтому он борется во имя Родины смело и отчаянно, не раз свершая подвиги ради своих товарищей. Василий - герой, с простой человеческой душой, добрым сердцем. Этого персонажа будет помнить еще не одно поколение, используя это имя в качестве нарицания человека отважного и сильного духом.
Рассказ о Теркине начинается с «середины», и продолжать его автор намерен «без конца»:
Почему же без конца?
Просто жалко молодца…
За свои двадцать пять лет герой изведал «все худое», но остался жив-здоров и даже стал бодрей, чем прежде. Теркин наделен щедрым сердцем, и оттого горечь бедствий и потерь оказывается ему нипочем. Трудности только закаляют его характер, проявляя все лучшие черты, обобщающие свойства работника-мужика, крестьянина и солдата.
Главным же при создании образа Василия Теркина является бьющая прямо в душу правда. Без нее на войне не прожить, как не прожить без воды и доброй фронтовой пищи. Она такое же условие жизнедеятельности человека.
Истинное, простое, природное, доброе и горячее стремление людям, «силу чувствуя в плечах», а в душе веря в светлую сущность бытия, свойственно Теркину. Начало народного юмора, основанного на такой вере, воплощено в герое, завоевавшем всенародную славу. Его характер обрисован в поэме с монологов, рассказов, бесед.
Всеобщее признание балагура Теркина связано еще и с тем, что, облекая в слова невысказанные думы своих товарищей, он выявляет в них светлую сторону. То, что вспоминает боец, – противоположность грусти, ночи, страху смерти, тоске по дому.
Важным является и то, что Теркин принимает все как есть, не романтизируя действительность. Военная реальность хорошо ему знакома. Что бы ни произошло с героем на войне, каким бы страшным и тяжелым ни был его путь и какая бы печаль ни лежала у него на сердце, он всегда впереди видит свет.
Война для Теркина – необходимость, поставленная временем трудная задача, выполнить которую надо, проявляя героизм, самоотверженность. Не только в своих рассказах, но и в поступках Теркин оказывается «парнем хоть куда», героем и мастером на все руки починить часы, что «с той войны еще стоят», заточить «завалящую пилу», справиться с мировой «бедой-разрухой». У него и ранение, и контузия, и опыт потерь - все «забыто – не забыто».
Не сдаваться в поединке со злом герою уверенность в своей правоте, основанная на восприятии жизни как труда на благо родного края. Эта черта характера русского человека, присущая ему во все времена. Существо характера Теркина определяется не индивидуальной неповторимостью, а проявлением национального духа. Он продолжает плеяду образов народных героев, созданных как в фольклоре, так и в литературных произведениях.
В Теркине воплощается то сочетание героизма и дурачества, глубокой нравственной основы, которое характерно для героев русских сказок. Но он не «беззаботный великан», совершающий сказочные подвиги, не богатырь, а живой человек «простой закваски». Даже ростом «не высок» и физически слабей немца, легок телом и в бою не чужд опаски. Он «обыкновенный», такой, как все. И все же в Теркине сфокусированы все лучшие черты русского народного характера, отчего он и должен быть в «каждой роте».
Достоинства русской натуры выявляет национальная беда. Война обнажает чувство сопричастности родной земле, чувство не ложного, а истинного патриотизма, ощущение собственной силы и веры в правое дело:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, –
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек…
Окружающие Теркина герои, в том числе, и автор, неотделимы от него, являются его двойниками. Не он один – каждый русский за все кругом в ответе. Всем так же нелегко, у всех один враг, и это сплачивает народ настолько, что черты миллионов могут быть воплощены в центральном образе поэмы.
В то же время народ не безликая масса. Безымянные, но яркие и запоминающиеся образы обрисованы не как фон для Теркина, а как герои самостоятельных, хотя и не развивающихся линий.
В юморе Теркина за внешней потешностью, несерьезностью просвечивает глубокий, общечеловеческий смысл, понятный каждому на Руси, от парнишки до деда, от рядового до генерала. За прибаутками героя стоит жизненный опыт и лихого солдата, и мастера на все руки, и народного философа, сознающего, что «правда правдой остается».
По своим идейно-художественным особенностям произведение Твардовского вливается в традицию создания русской поэмы на народную тему. Новаторство в раскрытии национального характера связано с отсутствием расстояния между автором и героем, каждый из которых оказывается своим для всего народа.