«Превосходная должность – быть на земле человеком» – утверждение, которое лежит в основе всего творчества М. Горького.
Простота языка. Ранние романтические произведения Горького. Их отличительной является то, что в них герой Горького – борец. Вера в человека на самопожертвование составляет одно из свойств гуманизма писателя (на примере «Макара Чудры»).
Природа. Ее роль. Как благодаря действию природы герои реализуют себя.
В действительности: с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию песка, набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка, его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костер раздувая пламя.
«Окружавшая нас тьма осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг, слева – безграничную степь, справа – бесконечное море, и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…»
В рассказанном:
«Вот из темноты…»
«Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно».
«Усиливался дождь, и моря распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган…»
«… по степи в темноте ночи…»
Связь реального действующего лица с «легендарным героем». Главные жизненные утверждения»
«Его рассказ о давнем былом приобретает характерные свойства легенды. Чем жить человеку? Тем могучим и прекрасным, что заключено в нем самом: силой его духа, величием его чувств, неукротимым стремлением к свободе. Пусть это стремление приведет к смерти, но путь оно будет, потому что это главное в жизни, ее единственное, пока, богатство.» (Н. Наумова)
Макар Чудра
«Ведома…воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит его сердце? Он раб и все тут!…»
«…Живи, и все тут. И похаживай, да посматривай кругом себя, вот тоска не возьмет никогда…»
Радда и Зобар
«Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы от этого хорошо было».
«Никогда я никого не любила, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то я люблю больше чем тебя…»
«Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…»
«Эх! Да и поклонюсь тебе в ноги, королева гордая!…»
«Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Пойко Зобар, на лицо его падали кудри, и не видно было его лица».
«Было тут над чем плакать…»
«В жизни всегда есть место подвигам…»
«Ну сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни, и как запомнишь, - век будешь вольной птицей…»
Герои сказания служат примером для подражания истинно свободному человеку.
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, совершенной далее не над ним лично, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и в дальнейшем, как об этом глухо упоминается в рассказе, посвятил свои силы тому, чтобы другим людям («Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились,- говорят ему собеседники. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»). Правда, увидев страшную сцену, он не закричал, не возмутился, не бросился на полковника. Он даже не смог отдать себе отчета в том, какие чувства вызвал у пего отец Вареньки в этой сцене. Но знаменательны его слова: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Мы можем оспаривать разумность жизненной позиции героя, вероятно разделяющего «непротивленческие» взгляды (семиклассники с присущей им прямолинейностью обычно ставят ему в вину то, что он «не стал борцом, революционером»), но отказать ему в благородном чувстве общности с людьми, в понимании своей личной ответственности за их судьбы нельзя.Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания - «прогнания сквозь строй». Однако значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Толстой осуждает деспотизм самодержавия и в этом сближается со своими великими предшественникам и- Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.
Толстой писал в эпоху подготовки первой русской революции, и ее разгоравшееся пламя бросало отсветы на его произведения. Не делая революционных выводов, больше того, отрицая революционный путь преобразования жизни, писатель с такой нарастающей силой обрушивался на государство, церковь, социальные институты царской России, что, сам того не желая, оказывал огромное революционизирующее воздействие на читателей.
Рассказ «После бала» выражает настроения и взгляды Толстого в период первой русской революции. И хотя произведение было опубликовано значительно позже, через восемь лет после написания, только в 1911 году, свою общественно-воспитательную роль, уже на другом этапе русской революции, оно сыграло.Конечно, эти мысли во всей полноте, как и мысли о непротивленческих позициях Толстого, сложны для нас. Но они в состоянии ответить на вопрос, сформулированный в хрестоматии: почему в 900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа «После бала»?
Цитатный план по Горькому
«Превосходная должность – быть на земле человеком» – утверждение, которое лежит в основе всего творчества М. Горького.
Простота языка. Ранние романтические произведения Горького. Их отличительной является то, что в них герой Горького – борец. Вера в человека на самопожертвование составляет одно из свойств гуманизма писателя (на примере «Макара Чудры»).
Природа. Ее роль. Как благодаря действию природы герои реализуют себя.
В действительности: с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию песка, набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка, его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костер раздувая пламя.
«Окружавшая нас тьма осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг, слева – безграничную степь, справа – бесконечное море, и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…»
В рассказанном:
«Вот из темноты…»
«Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно».
«Усиливался дождь, и моря распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган…»
«… по степи в темноте ночи…»
Связь реального действующего лица с «легендарным героем». Главные жизненные утверждения»
«Его рассказ о давнем былом приобретает характерные свойства легенды. Чем жить человеку? Тем могучим и прекрасным, что заключено в нем самом: силой его духа, величием его чувств, неукротимым стремлением к свободе. Пусть это стремление приведет к смерти, но путь оно будет, потому что это главное в жизни, ее единственное, пока, богатство.» (Н. Наумова)
Макар Чудра
«Ведома…воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит его сердце? Он раб и все тут!…»
«…Живи, и все тут. И похаживай, да посматривай кругом себя, вот тоска не возьмет никогда…»
Радда и Зобар
«Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы от этого хорошо было».
«Никогда я никого не любила, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то я люблю больше чем тебя…»
«Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…»
«Эх! Да и поклонюсь тебе в ноги, королева гордая!…»
«Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Пойко Зобар, на лицо его падали кудри, и не видно было его лица».
«Было тут над чем плакать…»
«В жизни всегда есть место подвигам…»
«Ну сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни, и как запомнишь, - век будешь вольной птицей…»
Герои сказания служат примером для подражания истинно свободному человеку.
Заключение
«Человек – это звучит гордо»
Подробнее - на -
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, совершенной далее не над ним лично, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и в дальнейшем, как об этом глухо упоминается в рассказе, посвятил свои силы тому, чтобы другим людям («Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились,- говорят ему собеседники. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»). Правда, увидев страшную сцену, он не закричал, не возмутился, не бросился на полковника. Он даже не смог отдать себе отчета в том, какие чувства вызвал у пего отец Вареньки в этой сцене. Но знаменательны его слова: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Мы можем оспаривать разумность жизненной позиции героя, вероятно разделяющего «непротивленческие» взгляды (семиклассники с присущей им прямолинейностью обычно ставят ему в вину то, что он «не стал борцом, революционером»), но отказать ему в благородном чувстве общности с людьми, в понимании своей личной ответственности за их судьбы нельзя.Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания - «прогнания сквозь строй». Однако значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Толстой осуждает деспотизм самодержавия и в этом сближается со своими великими предшественникам и- Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.
Толстой писал в эпоху подготовки первой русской революции, и ее разгоравшееся пламя бросало отсветы на его произведения. Не делая революционных выводов, больше того, отрицая революционный путь преобразования жизни, писатель с такой нарастающей силой обрушивался на государство, церковь, социальные институты царской России, что, сам того не желая, оказывал огромное революционизирующее воздействие на читателей.
Рассказ «После бала» выражает настроения и взгляды Толстого в период первой русской революции. И хотя произведение было опубликовано значительно позже, через восемь лет после написания, только в 1911 году, свою общественно-воспитательную роль, уже на другом этапе русской революции, оно сыграло.Конечно, эти мысли во всей полноте, как и мысли о непротивленческих позициях Толстого, сложны для нас. Но они в состоянии ответить на вопрос, сформулированный в хрестоматии: почему в 900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности, и положил его в основу рассказа «После бала»?