1.Во-первых, Чичиков решил начать объезд помещиков с Манилова, потому что тот еще в городе очаровал его своей обходительностью и любезностью. Чичиков решил, что мертвые души у него будут приобретены без труда.Во-вторых, необычное предприятие Чичикова дано по контрасту с мечтательной идеальностью Манилова. Если бы Чичиков вначале столкнулся с Собакевичем, Коробочкой или с Плюшкиным, для которых покупка Чичикова — забота в какой-то мере реальная, то контрастность пропала бы. Собакевич, выслушав странную Чичикова, не дрогнул ни одной жилкой. Иной была реакция Манилова: он «выронил тут же чубук с трубкою на пол, и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом...» Это прямое закрепление мотива, возникшего в конце предыдущей главы («совершенное недоумение...»), которому затем предстояло сыграть такую большую роль.)
2..Бесхозяйственность Манилова открывается до знакомства с героем: Гоголь дает пейзаж Маниловки, иронически обыгрывает название деревни («Маниловка не многих могла заманить своим местоположением»). Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова, как тень ложится на него самого, характеризует героя. Этот прием Гоголь далее будет использовать постоянно.
3. Гоголь несколькими штрихами рисует его образ: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова» . О Манилова известно только то, что он служил в армии, теперь находится в отставке, Манилов — бесплодный мечтатель. Он мечтает о нежнейшей дружбе с Чичиковым, узнав о которой «государь бы их генералами» , мечтает о беседке с колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».. . Вся жизнь Манилова заменена иллюзией. «В общении он слащав и обходителен» . Даже речь его соответствует характеру: пересыпана сентиментальными выражениями вроде «майский день» , «именины сердца» , «сердечное влечение» , но в целом лишена содержания. «Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою» . От этого человека нет никакой пользы, жизнь его пуста, как, впрочем', пуст и он сам. Единственным занятием, о котором упоминает Гоголь, было чтение.. . одной книги на протяжении двух лет. Непривычный к мыслительной деятельности, Манилов растерялся, услышав продать «мертвые души» , и не нашел ничего лучшего, как просто их подарить.
4. Характер Манилова неопределен, неуловим. В нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки.
О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности — вот почему он мертвая душа.
1.Во-первых, Чичиков решил начать объезд помещиков с Манилова, потому что тот еще в городе очаровал его своей обходительностью и любезностью. Чичиков решил, что мертвые души у него будут приобретены без труда.Во-вторых, необычное предприятие Чичикова дано по контрасту с мечтательной идеальностью Манилова. Если бы Чичиков вначале столкнулся с Собакевичем, Коробочкой или с Плюшкиным, для которых покупка Чичикова — забота в какой-то мере реальная, то контрастность пропала бы. Собакевич, выслушав странную Чичикова, не дрогнул ни одной жилкой. Иной была реакция Манилова: он «выронил тут же чубук с трубкою на пол, и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом...» Это прямое закрепление мотива, возникшего в конце предыдущей главы («совершенное недоумение...»), которому затем предстояло сыграть такую большую роль.)
2..Бесхозяйственность Манилова открывается до знакомства с героем: Гоголь дает пейзаж Маниловки, иронически обыгрывает название деревни («Маниловка не многих могла заманить своим местоположением»). Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова, как тень ложится на него самого, характеризует героя. Этот прием Гоголь далее будет использовать постоянно.
3. Гоголь несколькими штрихами рисует его образ: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова» . О Манилова известно только то, что он служил в армии, теперь находится в отставке, Манилов — бесплодный мечтатель. Он мечтает о нежнейшей дружбе с Чичиковым, узнав о которой «государь бы их генералами» , мечтает о беседке с колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».. . Вся жизнь Манилова заменена иллюзией. «В общении он слащав и обходителен» . Даже речь его соответствует характеру: пересыпана сентиментальными выражениями вроде «майский день» , «именины сердца» , «сердечное влечение» , но в целом лишена содержания. «Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою» . От этого человека нет никакой пользы, жизнь его пуста, как, впрочем', пуст и он сам. Единственным занятием, о котором упоминает Гоголь, было чтение.. . одной книги на протяжении двух лет. Непривычный к мыслительной деятельности, Манилов растерялся, услышав продать «мертвые души» , и не нашел ничего лучшего, как просто их подарить.
4. Характер Манилова неопределен, неуловим. В нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки.
О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности — вот почему он мертвая душа.
I
Раз у отца, в кабинете,
Саша портрет увидал,
Изображен на портрете
Был молодой генерал.
«Кто это? — спрашивал Саша. —
Кто?..» — Это дедушка твой. —
И отвернулся папаша,
Низко поник головой.
«Что же не вижу его я?»
Папа ни слова в ответ.
Внук, перед дедушкой стоя,
Зорко глядит на портрет:
«Папа, чего ты вздыхаешь?
Умер он... жив? говори!»
— Вырастешь, Саша, узнаешь.
«То-то... ты скажешь, смотри!..»
II
«Дедушку знаешь, мамаша?» —
Матери сын говорит.
— Знаю, — и за руку Саша
Маму к портрету тащит,
Мама идет против воли.
«Ты мне скажи про него,
Мама! недобрый он, что ли,
Что я не вижу его?
Ну, дорогая! ну, сделай
Милость, скажи что-нибудь!»
— Нет, он и добрый и смелый,
Только несчастный. — На грудь
Голову скрыла мамаша,
Тяжко вздыхает, дрожит —
И зарыдала... А Саша
Зорко на деда глядит:
«Что же ты, мама, рыдаешь,
Слова не хочешь сказать!»
— Вырастешь, Саша, узнаешь.
Лучше пойдем-ка гулять... —
III
В доме тревога большая.
Счастливы, светлы лицом,
Заново дом убирая,
Шепчутся мама с отцом.
Как весела их беседа!
Сын подмечает, молчит.
— Скоро увидишь ты деда! —
Саше отец говорит...
Дедушкой только и бредит
Саша, — не может уснуть:
«Что же он долго не едет?..»
— Друг мой! Далек ему путь! —
Саша тоскливо вздыхает,
Думает: «Что за ответ!»
Вот наконец приезжает
Этот таинственный дед.
IV
Все, уж давно поджидая,
Встретили старого вдруг...
Благословил он, рыдая,
Дом, и семейство, и слуг,
Пыль отряхнул у порога,
С шеи торжественно снял
Образ распятого бога
И, покрестившись, сказал:
— Днесь я со всем примирился,
Что потерпел на веку!.. —
Сын пред отцом преклонился,
Ноги омыл старику;
Белые кудри чесала
Дедушке Сашина мать,
Гладила их, целовала,
Сашу звала целовать.
Правой рукою мамашу
Дед обхватил, а другой
Гладил румяного Сашу:
— Экой красавчик какой! —
Дедушку пристальным взглядом
Саша рассматривал, — вдруг
Слезы у мальчика градом
Хлынули, к дедушке внук
Кинулся: «Дедушка! где ты
Жил-пропадал столько лет?
Где же твои эполеты,
Что не в мундир ты одет?
Что на ноге ты скрываешь?
Ранена, что ли, рука?..»
— Вырастешь, Саша, узнаешь.
Ну, поцелуй старика!.. —
V
Повеселел, оживился,
Радостью дышит весь дом.
С дедушкой Саша сдружился,
Вечно гуляют вдвоем.
Ходят лугами, лесами,
Рвут васильки среди нив;
Дедушка древен годами,
Но еще бодр и красив,
Зубы у дедушки целы,
Поступь, осанка тверда,
Кудри пушисты и белы,
Как серебро борода;
Строен, высокого роста,
Но как младенец глядит,
Как-то апостольски-просто,
Ровно всегда говорит...
VI
Выйдут на берег покатый
К русской великой реке —
Свищет кулик вороватый,
Тысячи лап на песке;
Барку ведут бечевою,
Чу, бурлаков голоса!
Ровная гладь за рекою —
Нивы, покосы, леса.
Легкой прохладою дует
С медленных, дремлющих вод...
Дедушка землю целует,
Плачет — и тихо поет...
«Дедушка! что ты роняешь
Крупные слезы, как град?..»
— Вырастешь, Саша, узнаешь!
Ты не печалься — я рад...
VII
Рад я, что вижу картину,
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину —
И полюби ее сам!
Две-три усадьбы дворянских,
Двадцать господних церквей,
Сто деревенек крестьянских
Как на ладони на ней!
У лесу стадо пасется —
Жаль, что скотинка мелка;
Песенка где-то поется —
Жаль — неисходно горька!
Ропот: «Подайте же руку
Бедным крестьянам скорей!»
Тысячелетнюю муку,
Саша, ты слышишь ли в ней?..
Надо, чтоб были здоровы
Овцы и лошади их,
Надо, чтоб были коровы
Толще московских купчих, —
Будет и в песне отрада
Вместо унынья и мук.
Надо ли? — «Дедушка, надо!»
— То-то! попомни же, внук!.. —
Объяснение:
Прочитай всё что наверху