Быть поэтом и отвечать на вечные жизненные вопросы стало уже традицией . Ода Горация " К Мельпомене" легла в основу " Памятника" Державина и Пушкина. И в том, и в другом одическом послании потомкам точно пять строф. Да и план стихов един. Но мысли поэтов о своем предназначении и смысле творчества различаются. Пушкин сразу же подчеркивает близость поэзии народу. Он воздвиг себе монумент выше Александровской колонны в городе на Неве. Поэт гордится тем, что он выше власти, выше царя, независим от него. Державин же считает свой памятник прекрасным отражением своей лирики, которая будет жить в веках. Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и предсказывает себе известность в веках среди всех народов, говорящих по- русски. Его будут читать и переводить " и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык". У Гавриила Романовича Державина такой конкретики нет, ибо указывается просто географическое пространство ( от моря до моря) и несчетные народы России. В четвертой строфе " Памятника " Пушкина содержится основная мысль : народ будет помнить его за человечность творчества( " чувства добрые я лирой пробуждал"), за проповедование независимости в сложное историческое ремя ( " в мой жестокий век восславил свободу"), за защиту тех, кто в борьбе за лучшие идеалы потерпел поражение ( " и милость к падшим призывал"). Державин же отчитывается перед читателями за то, что "забавным русским слогом " воздействовал на власть имущих, исправлял их нравы и делал великодушнее. В последней строфе оба поэта обращаются к Музе. По мысли Державина, муза сама по себе удивительна и с ее можно бороться за справедливость. Пушкин поднимается выше, говоря о том, что никакой условный венец ей не нужен и она должна принимать и хвалу, и клевету равнодушно и , вообще говоря, может быть критикуема только теми, кому служит. Размышляя о могучем даре и судьбе , Державин и Пушкин рассчитывали на бессмертие. Но памятником Державину стала его лирика и честно прожитая творческая жизнь, а Пушкин был и остается поэтом и личностью космического масштаба.
Пушкин сразу же подчеркивает близость поэзии народу. Он воздвиг себе монумент выше Александровской колонны в городе на Неве. Поэт гордится тем, что он выше власти, выше царя, независим от него. Державин же считает свой памятник прекрасным отражением своей лирики, которая будет жить в веках.
Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и предсказывает себе известность в веках среди всех народов, говорящих по- русски. Его будут читать и переводить " и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык". У Гавриила Романовича Державина такой конкретики нет, ибо указывается просто географическое пространство ( от моря до моря) и несчетные народы России.
В четвертой строфе " Памятника " Пушкина содержится основная мысль : народ будет помнить его за человечность творчества( " чувства добрые я лирой пробуждал"), за проповедование независимости в сложное историческое ремя ( " в мой жестокий век восславил свободу"), за защиту тех, кто в борьбе за лучшие идеалы потерпел поражение ( " и милость к падшим призывал"). Державин же отчитывается перед читателями за то, что "забавным русским слогом " воздействовал на власть имущих, исправлял их нравы и делал великодушнее.
В последней строфе оба поэта обращаются к Музе. По мысли Державина, муза сама по себе удивительна и с ее можно бороться за справедливость. Пушкин поднимается выше, говоря о том, что никакой условный венец ей не нужен и она должна принимать и хвалу, и клевету равнодушно и , вообще говоря, может быть критикуема только теми, кому служит.
Размышляя о могучем даре и судьбе , Державин и Пушкин рассчитывали на бессмертие. Но памятником Державину стала его лирика и честно прожитая творческая жизнь, а Пушкин был и остается поэтом и личностью космического масштаба.