Поэма м. ю. лермонтова «песня про купца калашникова» проникнута духом протеста. обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. в «песне…» рассказывается о любимом опричнике ивана грозного, который полюбил алену дмитревну — жену удалого купца степана парамоновича калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи. в этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. народная правда воплотилась в образе простого человека — купца калашникова. это национальный характер — цельный, героический. это человек правды, достоинства и чести. верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, степан парамонович — замечательно воссозданный образ человека xvi века. согласно традициям старины, он строг со своей женой. жена его, алена дмитревна, покорна воле , полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. в духе старины и поединок с обидчиком. для калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. степан парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою. * опозорил семью нашу честную * злой опричник царский кирибеевич; * а такой обиды не стерпеть душе * да не вынести сердцу молодецкому. «на москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться». царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». и состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. отстаивая правду, честь и «закон господний», степан убил кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю: * я убил его вольной волею, * а за что, про что — не скажу тебе, * скажу только богу единому. * душевное величие, истинная человечность * слышатся в прощальных словах степана парамоновича: * поклонитесь от меня алене дмитревне, закажите ей меньше печалиться, про меня моим детушкам не сказывать. иначе изображен опричник кирибеевич. автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что алена дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом. степан калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. в этом и заключено его народное начало. и народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным