В рассказе Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" показана жизнь людей в небольшом таежном поселке. Среди героев рассказа есть и дети. Это главный герой, мальчик Витя, а также соседские ребятишки, с которыми Витя ходил собирать ягоды.
Жизнь в поселке в те годы была трудной. Как говорится, не сахар. Это можно понять из того, что для мальчика Вити самый желанный подарок - обычный глазурованный пряник. "Конь с розовой гривой". Как мальчик о нем мечтает! Ясное дело, что ему нечасто достается это лакомство. И это при том, что Витю можно назвать благополучным ребенком. Он хоть и сирота, но бабушка и дедушка его любят и заботятся о нем. Они воспитывают внука в строгости, чтобы Витя вырос порядочным человеком.
Соседских "левонтьевских" ребят - детей рабочего лесозаготовок Левонтия - благополучными назвать трудно. Они едят досыта только время от времени: когда отец семейства получает зарплату и устраивает "пир горой". Проходит пара дней - и в семье опять нет ни денег, ни еды. Поэтому "левонтьевские" как могут добывают еду, могут и стянуть что-то съедобное, и выпросить, и выманить обманом. Их в семье пятеро или шестеро, поэтому мать с их воспитанием не справляется. Например, Санька растет хулиганом.
Я бы не назвал левонтьевских ребят однозначно плохими. Просто жизнь у них такая, что они предоставлены сами себе и растут как получится.
План.
1. Дети-герои рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой".
Безумцы!. . Сумасшедшие!. . Недотепы!. . Белые вороны! … Сколько людей, обладавших отвагой, «бессильным подвигом обличенья» , заклеймила «благочестивая, благонамеренная» толпа! Кто они, эти «отщепенцы» , изображенные в литературе? И была ли их отважная борьба за идеалы такой уж бессмысленной и абсурдной?
И. С. Тургенев, ничуть не сомневаясь, утверждает, что как только переведутся Дон Кихоты, «закроется книга Историй» , то есть остановится духовная жизнь общества, притупится желание делать добро, прекратится борьба за идеалы, без которой нет поступательного движения вперед.
…Перелистаем мысленно лучшие страницы классической и современной литературы. С трагическим отчаяньем писатели всех времен говорили, что свободолюбие, благородство, самоотверженная борьба во имя счастья человечества обывателями рассматривались как безумие, донкихотство, то есть нелепость. Сумасшедшими считали Дон Кихота и Гамлета, Радищева и Чаадаева, Чацкого, Рудина, героев Гаршина («Красный цветок») , Чехова («Палата №6»); все они, кем бы ни были, чем бы ни занимались (новая идея, шаг в науке, политике) , сталкивались с рутиной, пошлостью, активно вступали в борьбу. Им не могли простить, как писал Гончаров, «ума, нового, свободного образа мыслей, независимости суждений» и, конечно, духовного, нравственного превосходства. Их боялись, как чумы, и потому с такой ненавистью преследовали.
В начале XX века эту тему продолжит М. Горький. Ужу не понятны, ни счастье битвы, ни жажда свободы, света. С самодовольным превосходством он смотрит на Сокола (вспомните, как Молчалин говорит Чацкому: «Жалели вас!») . Для Ужа Сокол — безумец, он считает, что за гордостью Сокол скрывает безумство своих желаний, непригодность для дела жизни, (В том же усматривает причину жизненных неудач Чацкого Молчалин: «Вам не дались чины? По службе неуспех?» )
Увы, история повторяется вновь. До недавнего времени, в период так называемого «застоя» , психические лечебницы пополнялись свободомыслящими людьми (генерал Григоренко, писатель В Шаламов, Жорес Медведев, как о «психически больном» писали об академике Сахарове!) , Расплата за инакомыслие была жестокой во все времена: в больном обществе нормальная реакция человека на зло, на нарушение прав и свободы личности объявлялась ненормальной. Эту мысль впервые высказал Тургенев в своей статье «Гамлет и Дон Кихот» , ее можно считать ключом к пониманию всех героев такого типа в русской литературе.
Под Дон Кихотами Тургенев подразумевал революционеров-демократов, разночинную интеллигенцию, цель и смысл существования которых «не в самих себе» , а в истине «вне отдельного человека» . Эти герои готовы к жертвам ради торжества идеалов справедливости. Своим энтузиазмом, граничащим, по мнению «толпы» , с сумасшествием, они увлекают честные сердца. Исторически Дон Кихот неизбежно оказывается в драматической ситуации: его деятельность обычно расходится с идеалом, которому он служит, и с целью, которую он преследует в борьбе. Однако, отмечает писатель, достоинство, величие Дон Кихота «в искренности и силе убеждения» . В эпоху вытеснения дворян разночинцами Тургеневу хотелось видеть в дворянах — гамлетов; в эгоистах, скептиках, вечно «лишних» , мятущихся, не знающих, к чему бы «прилепиться душой» , — больше смелости, решительности; а в демократах Дон Кихотах — трезвости, самоанализа. Как актуально это сегодня!
В рассказе Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" показана жизнь людей в небольшом таежном поселке. Среди героев рассказа есть и дети. Это главный герой, мальчик Витя, а также соседские ребятишки, с которыми Витя ходил собирать ягоды.
Жизнь в поселке в те годы была трудной. Как говорится, не сахар. Это можно понять из того, что для мальчика Вити самый желанный подарок - обычный глазурованный пряник. "Конь с розовой гривой". Как мальчик о нем мечтает! Ясное дело, что ему нечасто достается это лакомство. И это при том, что Витю можно назвать благополучным ребенком. Он хоть и сирота, но бабушка и дедушка его любят и заботятся о нем. Они воспитывают внука в строгости, чтобы Витя вырос порядочным человеком.
Соседских "левонтьевских" ребят - детей рабочего лесозаготовок Левонтия - благополучными назвать трудно. Они едят досыта только время от времени: когда отец семейства получает зарплату и устраивает "пир горой". Проходит пара дней - и в семье опять нет ни денег, ни еды. Поэтому "левонтьевские" как могут добывают еду, могут и стянуть что-то съедобное, и выпросить, и выманить обманом. Их в семье пятеро или шестеро, поэтому мать с их воспитанием не справляется. Например, Санька растет хулиганом.
Я бы не назвал левонтьевских ребят однозначно плохими. Просто жизнь у них такая, что они предоставлены сами себе и растут как получится.
План.
1. Дети-герои рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой".
2. Как живет Витя - главный герой рассказа?
3. Жизнь Левонтьевских ребят.
И. С. Тургенев, ничуть не сомневаясь, утверждает, что как только переведутся Дон Кихоты, «закроется книга Историй» , то есть остановится духовная жизнь общества, притупится желание делать добро, прекратится борьба за идеалы, без которой нет поступательного движения вперед.
…Перелистаем мысленно лучшие страницы классической и современной литературы. С трагическим отчаяньем писатели всех времен говорили, что свободолюбие, благородство, самоотверженная борьба во имя счастья человечества обывателями рассматривались как безумие, донкихотство, то есть нелепость. Сумасшедшими считали Дон Кихота и Гамлета, Радищева и Чаадаева, Чацкого, Рудина, героев Гаршина («Красный цветок») , Чехова («Палата №6»); все они, кем бы ни были, чем бы ни занимались (новая идея, шаг в науке, политике) , сталкивались с рутиной, пошлостью, активно вступали в борьбу. Им не могли простить, как писал Гончаров, «ума, нового, свободного образа мыслей, независимости суждений» и, конечно, духовного, нравственного превосходства. Их боялись, как чумы, и потому с такой ненавистью преследовали.
В начале XX века эту тему продолжит М. Горький. Ужу не понятны, ни счастье битвы, ни жажда свободы, света. С самодовольным превосходством он смотрит на Сокола (вспомните, как Молчалин говорит Чацкому: «Жалели вас!») . Для Ужа Сокол — безумец, он считает, что за гордостью Сокол скрывает безумство своих желаний, непригодность для дела жизни, (В том же усматривает причину жизненных неудач Чацкого Молчалин: «Вам не дались чины? По службе неуспех?» )
Увы, история повторяется вновь. До недавнего времени, в период так называемого «застоя» , психические лечебницы пополнялись свободомыслящими людьми (генерал Григоренко, писатель В Шаламов, Жорес Медведев, как о «психически больном» писали об академике Сахарове!) , Расплата за инакомыслие была жестокой во все времена: в больном обществе нормальная реакция человека на зло, на нарушение прав и свободы личности объявлялась ненормальной. Эту мысль впервые высказал Тургенев в своей статье «Гамлет и Дон Кихот» , ее можно считать ключом к пониманию всех героев такого типа в русской литературе.
Под Дон Кихотами Тургенев подразумевал революционеров-демократов, разночинную интеллигенцию, цель и смысл существования которых «не в самих себе» , а в истине «вне отдельного человека» . Эти герои готовы к жертвам ради торжества идеалов справедливости. Своим энтузиазмом, граничащим, по мнению «толпы» , с сумасшествием, они увлекают честные сердца. Исторически Дон Кихот неизбежно оказывается в драматической ситуации: его деятельность обычно расходится с идеалом, которому он служит, и с целью, которую он преследует в борьбе. Однако, отмечает писатель, достоинство, величие Дон Кихота «в искренности и силе убеждения» . В эпоху вытеснения дворян разночинцами Тургеневу хотелось видеть в дворянах — гамлетов; в эгоистах, скептиках, вечно «лишних» , мятущихся, не знающих, к чему бы «прилепиться душой» , — больше смелости, решительности; а в демократах Дон Кихотах — трезвости, самоанализа. Как актуально это сегодня!