Само
название романа говорит о том, что
Лермонтову хотелось глубже вникнуть в
общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX
века,
сменившие время декабристов,— это годы
николаевской реакции. Главная проблема
этого романа — судьба мыслящего,
талантливого человека, который не мог найти
себе применение в условиях общественного
застоя. Белинский назвал его “умной
ненужностью”, “нравственным калекой”.
Главная
проблема этого романа — судьба мыслящего,
талантливого человека, который не смог
найти себе применение в условиях
общественного застоя. Белинский назвал его
“умной ненужностью”, “нравственным
калекой”. Лермонтов показал Печорина как
бы через историю “души человеческой”
через его судьбу.
Образ
Печорина “как героя своего времени”
раскрывается во взаимоотношениях с другими
персонажами, которые не похожи ни по
характеру, ни по положению на Печорина.
Особое значение имеет и смена лиц, ведущих
повествование. Сначала о Печорине
рассказывает Максим Максимыч, “проезжий
офицер”.
Потом о нем говорит автор-рассказчик, а
дальше Печорин раскрывается в своих
дневниках. Уже сам портрет Печорина
характеризует его как незаурядную личность.
Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”.
Он словно соткан из противоречий: то он смел,
энергичен, настойчив, то тих и кроток,
углублен в себя. Так же неровен он в
отношениях с людьми, и эти отношения еще
больше подчеркивают противоречивость
натуры Печорина.
Есть в
Печорине качества, привлекающие людей, с
которыми ему приходится общаться. Бывают
ситуации, когда он даже выгодно отличается
от других. Печорин, с кем бы он ни общался,
производит на всех впечатление, не прилагая
к тому больших усилий. Грушницкому же нужно
затратить множество усилий, чтобы обратить
на себя внимание. Поведение Груш-ницкого
вызывало чувство раздражения у Печорина.
Весь свой ум, энергию он употребил ради
мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить”
Грушницкого. Печорин приложил все усилия,
чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни
заставляет его действовать ради ощущения
жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.
Из всех
героев романа Вернер ближе всех к Печорину
по своему интеллектуальному уровню. Он
умный, проницательный, так же, как и у
Печорина, у Вернера иронический склад ума.
Вернер — единственный человек, с которым
Печорину легко и просто. Они понимают друг
друга с полуслова, и Печорин дорожит
мнением Вернера. В дуэли Печорина с
Грушницким Вернер выступает в роли
секунданта, но исход дуэли пугает его, и
Вернер решает проститься с Печориным.
Само
название романа говорит о том, что
Лермонтову хотелось глубже вникнуть в
общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX
века,
сменившие время декабристов,— это годы
николаевской реакции. Главная проблема
этого романа — судьба мыслящего,
талантливого человека, который не мог найти
себе применение в условиях общественного
застоя. Белинский назвал его “умной
ненужностью”, “нравственным калекой”.
Главная
проблема этого романа — судьба мыслящего,
талантливого человека, который не смог
найти себе применение в условиях
общественного застоя. Белинский назвал его
“умной ненужностью”, “нравственным
калекой”. Лермонтов показал Печорина как
бы через историю “души человеческой”
через его судьбу.
Образ
Печорина “как героя своего времени”
раскрывается во взаимоотношениях с другими
персонажами, которые не похожи ни по
характеру, ни по положению на Печорина.
Особое значение имеет и смена лиц, ведущих
повествование. Сначала о Печорине
рассказывает Максим Максимыч, “проезжий
офицер”.
Потом о нем говорит автор-рассказчик, а
дальше Печорин раскрывается в своих
дневниках. Уже сам портрет Печорина
характеризует его как незаурядную личность.
Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”.
Он словно соткан из противоречий: то он смел,
энергичен, настойчив, то тих и кроток,
углублен в себя. Так же неровен он в
отношениях с людьми, и эти отношения еще
больше подчеркивают противоречивость
натуры Печорина.
Есть в
Печорине качества, привлекающие людей, с
которыми ему приходится общаться. Бывают
ситуации, когда он даже выгодно отличается
от других. Печорин, с кем бы он ни общался,
производит на всех впечатление, не прилагая
к тому больших усилий. Грушницкому же нужно
затратить множество усилий, чтобы обратить
на себя внимание. Поведение Груш-ницкого
вызывало чувство раздражения у Печорина.
Весь свой ум, энергию он употребил ради
мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить”
Грушницкого. Печорин приложил все усилия,
чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни
заставляет его действовать ради ощущения
жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.
Из всех
героев романа Вернер ближе всех к Печорину
по своему интеллектуальному уровню. Он
умный, проницательный, так же, как и у
Печорина, у Вернера иронический склад ума.
Вернер — единственный человек, с которым
Печорину легко и просто. Они понимают друг
друга с полуслова, и Печорин дорожит
мнением Вернера. В дуэли Печорина с
Грушницким Вернер выступает в роли
секунданта, но исход дуэли пугает его, и
Вернер решает проститься с Печориным.