Сократить текст 35 название поэмы, особая роль в ней медного всадника, памятника петру i на сенатской площади петербурга, свидетельствуют о философском подходе пушкина к освещению . фигура петра символизирует государственную мощь, а конь под ним – вздернутую державной уздой россию.
во вступлении пушкин славит дело петра, олицетворенное в красоте и величии созданной им новой столицы. но мажорное вступление, достигнув торжества, внезапно обрывается на драматической ноте: «была ужасная пора…». за внешним благообразием и стройностью начинает шевелиться обузданный, но готовый вырваться из плена хаос. как продолжение печального воя ветра над омраченным петроградом, из его тревожных, волнующихся стихий появляется в «петербургской повести» фигура евгения, мелкого чиновника, мечтающего о служебной карьере, о семейной идиллии с будущей женой, юной невестой парашей. поэт описывает огромный город, его могучего основателя петра на бронзовом коне и маленького бедного евгения. и все они подвергаются страшному испытанию.
«божья стихия» несет разрушения городу, хотя медный всадник выдерживает ее напор. евгения же она повергает в непоправимую беду: наводнение сметает домик параши и разрушает его идиллические мечты. евгений сходит с ума, и в сознании «безумца» виновник случившегося – петр, построивший город «под морем» и не сумевший обуздать бушующую стихию. возникает один из вечных в конфликтов – власть и личность, процесс и судьба «частного» человека в нем.
пушкин не отдает в этом конфликте предпочтения ни государственному (петр), ни личному (евгений) началу. высший смысл прогресса должен заключаться в их гармонии. в трактовке «мятежа» евгения иногда усматривается бунт частного против общего во имя торжества частного. но современный исследователь поэмы ю. борев полагает, что «идея личного счастья не только «частное» дело евгения, но и «всеобщее» дело, так как этот герой представляет самые широкие слои «третьего сословия». судьба евгения – судьба народная. и если он несчастлив и о его жизненных интересах не заботится царь, то он не заботится и о тысяче подобных».
в поэме ставится вопрос о цене прогресса. оправдано ли строительство петербурга, созидание мощной государственности без учета и за счет интересов «маленького человека» – евгения?
однако содержание «медного всадника» этим кругом идей не ограничивается. дело в том, что и евгений, бунтующий против петра, является человеком петровской эпохи . пушкин не щадит не только «медного истукана» петра, но и бедного дворянина, давно забывшего о том, кто он и откуда он. пушкин рассказывает, что евгений – отпрыск древнего боярского рода, что имена его дедов, прадедов и пращуров звучали в « государства российского» карамзина. «безродный» и «беспамятный» евгений у пушкина – прямое детище петровских преобразований, нарушивших связь времен.
в набросках письма к чаадаеву 1836 года пушкин петра в расправе над дворянской аристократией, бывшей опорой трона и контролировавшей действия государя. петр «уничтожил, укоротил» дворянство, опубликовав «табель о рангах» и допустив в дворянское сословие людей случайных, неродовитых, сделавших карьеру на государственной службе, но лишенных высоких нравственных достоинств и фамильных преданий, укреплявших патриотизм. более ста лет дворянское сословие размывается притоком в него неродовитого, демократического элемента и теряет свою культурную, стабилизирующую роль в системе российской государственности. а ведь самодержавие без такой опоры и духовного контроля, как об этом писал еще юный пушкин, катастрофически вырождается в самовластие.
заметим, что пушкин здесь опирается на взгляды карамзина: как только самодержавие склоняется к самовластию, неминуемо и неотвратимо провидение наказывает властителя подъемом стихийных народных мятежей.
восхищение здесь граничит с ужасом, гордость державного властителя - с гордыней, так как россия-то вздернута им над бездной. и теперь пушкин с тревогой думает о том, куда скачет конь взнузданной петром государственности и какова его дальнейшая судьба.
ответственность за россию в поэме пушкина несет не только петр великий, но и евгений, «маленький» представитель того сословия, на котором искони лежал тяжелый груз государственных забот. кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. не только в безумии евгения, но и в этом – реалистический смысл фантастической картины ожившего медного всадника, преследующего евгения.
не только самовластие петра, но и измена евгения своему призванию спровоцировали катастрофу. в буйстве стихий бессильно выглядит самовластная государственность и теряет надежды евгений. обе ветви державной власти терпят наказание.
не случайно в 1830-е годы пушкин бился над проблемой возрождения культурной дворянской аристократии. он пророчески чувствовал, что с её падением неминуем крах российской государственности.
Вообще, если бы читатели могли прочитать роман в то время, они наверняка заметили бы перекличку описанной библейской истории с современностью. Решения Синедриона и Понтия Пилата напоминают решения рапповцев, Главреперт-кома и других современных Булгакову официальных организаций. Схожесть — в зверском, оголтелом фанатизме, в страхе перед инакомыслием. Булгаков знал твердо, что опубликовать роман он не сможет, что рано или поздно он будет распят за этот роман. Но в писателе жила слабая надежда на здравый смысл современного ему «прокуратора». Не сбылось. Материал с сайта http://iEssay.ru Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, приговорен. Его мирные речи, отвергающие насилие, опасней для власти, чем прямой призыв к мятежу. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат. И, хотя Иешуа сумел покорить прокуратора своим умом и удивительной силой слова, Пилат отправляет на смерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но потерпел поражение перед великой силой духа. И прокуратор это понял. Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателю политиков и государственных деятелей. Но есть существенное различие: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мучений, а современным писателю политикам удавалось избежать даже укоров собственной совести. Так библейский сюжет соприкоснулся с реальной жизнью.
Стихотворение А.Ахматовой "Родная земля" отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие. а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.
Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово "родная". "Ложимся в нее и становимся ею"- пишет автор. "Становимся"- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу. И Ахматова не судит человека за это. Она пишет "мы", она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему "В заветных ладанках не носим на груди", т.е. не принимается земля как святое, ценное?
С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: "для нас это грязь на калошах". Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля - нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!
Объяснение: