,,Соловей,,Х.К. Андерсена
2. Познакомьтесь с историей создания сказки «Соловей»
Ещё в декабре 1839 г. Андерсен задумал включить в книгу коротких историй «Картинки-невидимки» сказку о короле, которому в предсмертный час предстало содеянное им в жизни зло. Смерть, сидя у него на груди, рассказывала ему «сказки, ужасные сказки из собственной жизни короля… и на лбу короля выступили кровь и капли пота». Этот рассказ в книге «Картинки-невидимки» напечатан не был, но из него родилась чудесная сказка «Соловей».
3. ответьте на во устно)
1) Назовите героев сказки.
2) Как выглядел дворец китайского императора?
3) Почему к самым лучшим цветам в саду императора были привязаны колокольчики?
4) Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду?
5) Знал ли император о том, что проходит за стенами его фарфорового дворца?
6) Откуда император узнал о прекрасном пении соловья? Прочитайте в тексте цитату, содержащую ответ на во Почему приближённые, пытаясь разыскать соловья, бегают вверх-вниз по лестницам дворца?
8) Почему о соловье во дворце знала только бедная девочка?
9) О чём свидетельствуют реплики придворных, принимавших за соловья то корову, то лягушку?
10) Каким предстал соловей перед придворными? Как объясняют они такое несоответствие между невзрачной внешностью и чудесным голосом?
11) Почему соловей согласился спеть во дворце, хотя знал, что его пение лучше слушать в зелёном лесу?
12) Какое впечатление произвело на императора пение соловья? Почему соловей отказался от подарка?
4. ответьте на во письменно)
1) В чём смысл противопоставления живого и искусственного соловья?
2) Соловей мог обидеться на императора после его несправедливого решения. Но он прилетел вновь, спел свою песню и исцелил больного. Какую очень важную мысль доносит до нас писатель, ему учит читателя сказка? Выпишите из текста строчки, содержащие ответ на во Почему соловей императора не говорить никому, что есть маленькая птичка, которая рассказывает обо всём?
Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.д.) с точки зрения ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, т.е. находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного произведения. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного обобщения.
Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия, выдвинутые М.П. Воюшиной. Рассмотрим их, начиная с наиболее низкого.
1. Фрагментарный уровень
У детей, находящихся на фрагментарном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточенно на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отличают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо, воссоздание образа на основе прочитанного подменяется обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя, поэтому их мнение о поступках героя бывают неверными с бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задание, часто отказываются говорить.
Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не различают изображение и изображаемое, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
При постановке вопросов к произведению дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят 1-2 вопроса, как правило, к началу текста.
5. Почему старый солдат называет своих сослуживцев богатырями, «могучим, лихим племенем»?Солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который Москву, то ее бы солдаты ценой своей жизни.