основе произведения лежит русская народная сказка, которая была свободно обработана поэтом, здесь также сказалось и влияние немецких фольклорных традиций. Но сама сказка Пушкина - это несомненно оригинальное произведение, в нем утверждается идея нравственного превосходства подлинной красоты сердца над красотой внешней, носительницей которой является царица: она "на свете всех милее, всех румяней и белее", она "прекрасна, спору нет". Красота царицы не может быть признана подлинной, потому что для царицы она становится высшей ценностью, "красотой ради красоты", для сохранения своего "первенства" царица готова погубить девушку, вся "вина" которой заключается в том, что она, "царевна всех милее, всех румяней и белее". И такое поведение царицы, по мнению автора-рассказчика, не может быть оправдано ничем, здесь не ни красота, ни то, что царица "у умом, и всем взяла" - душа ее разъедена завистью, и от этой болезни нет.
Образу царицы в произведении "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкина противопоставлена "царевна молодая", в которой красота внешняя всего лишь выражает ее глубокую нравственную красоту. Исследователи творчества Пушкина единодушны в том, что в образе царевны поэт воплотил народные представления о том, какой должна быть "идеальная" девушка: верность, доброта, скромность, уважение к людям, умение трудиться и настоящая любовь к труду - вот черты, отличающие созданный поэтом образ. Последнее - отношение к труду - лучше всего проявляется в том, как, оказавшись в тереме семи богатырей, царевна "убирается" в нём, создавая уют: "Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку".
Душевная красота царевны покорила богатырей, и здесь Пушкин вводит сцену, которой нет в фольклорных источниках: сцену сватовства богатырей к царевне. В этой сцене "верность суженому" оказывается для царевны превыше всего, и богатыри, благодарные ей за искренность и прямоту, испытывают к ней ещё большее уважение.
Как и положено в сказке, порок наказан, а добродетель вознаграждена. Пушкин в образе царевны сумел создать во многом идеальную девушку, которая в народном сознании воплощает женское начало, и счастливая судьба оказывается для нее вознаграждением за духовную красоту, верность себе и тем идеалам, которые составляют основу её характера.
Владимир Ленский. Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Давайте узнаем этого героя поближе. Это был
Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.
Из этих строк мы узнаем, что детство Ленского вдалеке от России. Он жил и учился в Германии, “под небом Шиллера и Гете”, где “их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем”. Ленский — поэт-романтик, “от хладного разврата света еще увянуть не успев”, “он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет”. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковых, буяновых, петушковых и харликовых:
...Ему не нравились пиры, Бежал он их беседы шумной.
Ленский не может найти в окружающем его обществе близких себе по духу людей. И, может быть, именно это приводит героя в дом Онегина. Зарождается дружба, столь необычная и странная:
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
Несмотря на то, что “меж ними все рождало споры и к размышлению влекло”, эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:
Племен минувших договоры, Плоды наук, доброй зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые. Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду.
Пушкин так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая то, что герой высоко ценил дружеские отношения с Онегиным:
Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы, И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника.
Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. “Сердцем милый невежда”, герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь “глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан... ” По словам Белинского, Владимир “украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было”. Да, так оно и есть. Но он любил:
Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена…
Но мы видим, что Ольга отнюдь не идеальна. Она такая же, как и ее сверстницы, легкомысленная девушка, заурядная натура. Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. “Не в силах снесть обмана”, Ленский вызывает Онегина на дуэль, “решась кокетку ненавидеть”. И вот:
Онегин выстрелил.. . Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет”.
Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе. А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Беру!
основе произведения лежит русская народная сказка, которая была свободно обработана поэтом, здесь также сказалось и влияние немецких фольклорных традиций. Но сама сказка Пушкина - это несомненно оригинальное произведение, в нем утверждается идея нравственного превосходства подлинной красоты сердца над красотой внешней, носительницей которой является царица: она "на свете всех милее, всех румяней и белее", она "прекрасна, спору нет". Красота царицы не может быть признана подлинной, потому что для царицы она становится высшей ценностью, "красотой ради красоты", для сохранения своего "первенства" царица готова погубить девушку, вся "вина" которой заключается в том, что она, "царевна всех милее, всех румяней и белее". И такое поведение царицы, по мнению автора-рассказчика, не может быть оправдано ничем, здесь не ни красота, ни то, что царица "у умом, и всем взяла" - душа ее разъедена завистью, и от этой болезни нет.
Образу царицы в произведении "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкина противопоставлена "царевна молодая", в которой красота внешняя всего лишь выражает ее глубокую нравственную красоту. Исследователи творчества Пушкина единодушны в том, что в образе царевны поэт воплотил народные представления о том, какой должна быть "идеальная" девушка: верность, доброта, скромность, уважение к людям, умение трудиться и настоящая любовь к труду - вот черты, отличающие созданный поэтом образ. Последнее - отношение к труду - лучше всего проявляется в том, как, оказавшись в тереме семи богатырей, царевна "убирается" в нём, создавая уют: "Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку".
Душевная красота царевны покорила богатырей, и здесь Пушкин вводит сцену, которой нет в фольклорных источниках: сцену сватовства богатырей к царевне. В этой сцене "верность суженому" оказывается для царевны превыше всего, и богатыри, благодарные ей за искренность и прямоту, испытывают к ней ещё большее уважение.
Как и положено в сказке, порок наказан, а добродетель вознаграждена. Пушкин в образе царевны сумел создать во многом идеальную девушку, которая в народном сознании воплощает женское начало, и счастливая судьба оказывается для нее вознаграждением за духовную красоту, верность себе и тем идеалам, которые составляют основу её характера.
Давайте узнаем этого героя поближе. Это был
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Из этих строк мы узнаем, что детство Ленского вдалеке от России. Он жил и учился в Германии, “под небом Шиллера и Гете”, где “их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем”. Ленский — поэт-романтик, “от хладного разврата света еще увянуть не успев”, “он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет”. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковых, буяновых, петушковых и харликовых:
...Ему не нравились пиры,
Бежал он их беседы шумной.
Ленский не может найти в окружающем его обществе близких себе по духу людей. И, может быть, именно это приводит героя в дом Онегина. Зарождается дружба, столь необычная и странная:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Несмотря на то, что “меж ними все рождало споры и к размышлению влекло”, эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, доброй зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Пушкин так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая то, что герой высоко ценил дружеские отношения с Онегиным:
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.
Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. “Сердцем милый невежда”, герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь “глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан... ” По словам Белинского, Владимир “украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было”. Да, так оно и есть. Но он любил:
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…
Но мы видим, что Ольга отнюдь не идеальна. Она такая же, как и ее сверстницы, легкомысленная девушка, заурядная натура.
Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. “Не в силах снесть обмана”, Ленский вызывает Онегина на дуэль, “решась кокетку ненавидеть”.
И вот:
Онегин выстрелил.. . Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет”.
Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.
А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Беру!