Сопоставьте фрагменты из рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» и Л.Н. Толстого «После бала». Чем похожи герои?
Фрагмент рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми а la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо все по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.
Знакомясь с виновником события, всколыхнувшего весь город, мы сразу понимаем, что он не тот, за кого его принимают власть имущие города. Хлестаков — мот, донжуан, «пустейший» человек. Когда мы впервые встречаемся с ним, у него нет денег даже на то, чтобы заплатить за обед. Однако это не мешает ему кичиться своим положением, строить из себя барина. Хлестаков проиграл и промотал все деньги, он привык жить на готовом, не желая и не умея работать. Лентяй и бездельник, он живет сегодняшним днем, «здесь и сейчас». Хлестаков настолько глуп, что лишь к середине четвертого действия понимает, что его приняли за другого человека, и беспечно пользуется плодами этой ошибки. Еще бы, ведь ему удобно и вольготно в доме городничего, к тому же со всего города приходят чиновники, чтобы ублажить «ревизора» деньгами. Пользуясь создавшимся положением, Хлестаков безудержно хвастается, волочиться за женой и дочерью городничего, пригласившего его к себе в дом, и при всем этом от души потешается над ничего не подозревающими чиновниками.
Повесть, как жанр имеет свои разновидности. Их отличия – в тематике, композиционных особенностях произведений и выборе художественных средств изображения.
Сказочная повесть продолжает традиции народной и литературной сказки. В ней отображается вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям, прежде чем достигают благородной цели.
Повесть-феерия строится по другому принципу. Феерия отличается от сказочного вымысла тем, что в центре внимания оказывается срытое, трудно поддающееся объяснению, но потенциально возможное явление или событие