Рассказ М. Зощенко “Великие Путешественники” можно разбить на следующий план: 1. “Собрание путешественников” - Степа, Минька и Леля обсуждают план путешествия, собирают необходимые вещи и готовятся на побег из деревни Пески. 2. “В путь с мешком” - друзья выходят в путь, тащат по очереди тяжелый мешок, разбивают посуду. 3. “Привал на лужайке” - друзья выходят из леса, делают привал, избавляются от тяжести, Миньку жалит пчела, и Леля хочет вернуться домой, на что Степа угрожает привязать к дереву того, кто захочет вернуться - на съедение муравьям. 4. “Ногами вперед” - наступает ночь, Степа ложится ногами в сторону пути, чтобы не потерять курс, а Леля с Минькой поворачивают того в обратную сторону, чтобы вернуться домой. 5. “Завершенный круг” - ребятишек подвозит мужик на телеге, они возвращаются в Пески, где их встречают родители и каждого по-своему наказывают.
Объяснение:
Образная выразительность достигается писателем не столько
количеством используемых слов, сколько виртуозностью
сопоставлений и сочетаний
("несметные глаза", "траурные" волны, надвигающийся
"своей чернотой" остров, "сияющие утренние пары над морем",
"яростные взвизгивания сирены" и т. д.) .
Используя однородные эпитеты, Бунин варьирует их
качественные характеристики таким образом, чтобы
они не заслоняли друг друга, но дополняли.
Сочетания со значением цвета, звука, температуры,
объема, запаха даются автором в разных, подчас
разнополярных, сочетаниях.
Олицетворение: корабль, плывущий по водам океана, -
не ковчег а город Вавилон,
погибшая цивилизация;
“Нет имени у господина” – олицетворение типичного человека
потребительской цивилизации.
“Океан, ходивший за стенами” парохода – символ стихии,
природы, противостоящей цивилизации.
“Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать
любовь – олицетворение того, что в буржуазном обществе
всё продается и покупается.
Ящик из-под содовой – символ равенства всех людей после
смерти.
Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – олицетворение зла.
Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного
существования человека и природы.
Господин – идол золота, "золотой болван".
корабельный трюм – преисподняя, чистилище, ад.
Капитан – держатель судеб. Начальник над трюмом.
Властитель Господ.
Кольцевая композиция подчеркивает бессмысленность
движения, обречённость.
Метафора; этажи "Атлантиды" зияли во мраке как бы
огненными несметными глазами;
золотыми пломбами блестели его крупные зубы,
старой слоновой костью - крепкая лысая голова;
кусками сахара насыпанный у подножия чего-то
сизого Неаполь; золотые удавы от фонарей пристани
Эпитеты; (господин) сухой, невысокий, неладно скроенный,
но крепко сшитый;
(жена) крупная, широкая и спокойная
(дочь) высокая, тонкая, с великолепными волосами,
прелестно убранными, с ароматическим дыханием и
с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ.
блестящей толпы
некий великий (богач), бритый, длинный;
всесветная красавица;
изящная влюбленная (пара);
новый (пассажир), наследный принц маленький,
деревянный, широколицый, узкоглазый,
милый, простой и скромный; древняя царская кровь;
крупная и цветистая волна; тяжелый туман;
свинцовая зыбь моря; сырой ветер;
яростные (крики лодочников);
в белоснежных гипсовых (одеждах) и в царском венце,
золотисто-ржавом ,(матерь божия), кроткая и милостивая
Сравнение: неприятный тем, что крупные усы сквозили
у него как у мертвого;
как хвост павлина, волна; по смиряющимся волнам,
переливавшимся, как черное масло
Антитеза: неладно скроенный, но крепко сшитый
1. “Собрание путешественников” - Степа, Минька и Леля обсуждают план путешествия, собирают необходимые вещи и готовятся на побег из деревни Пески.
2. “В путь с мешком” - друзья выходят в путь, тащат по очереди тяжелый мешок, разбивают посуду.
3. “Привал на лужайке” - друзья выходят из леса, делают привал, избавляются от тяжести, Миньку жалит пчела, и Леля хочет вернуться домой, на что Степа угрожает привязать к дереву того, кто захочет вернуться - на съедение муравьям.
4. “Ногами вперед” - наступает ночь, Степа ложится ногами в сторону пути, чтобы не потерять курс, а Леля с Минькой поворачивают того в обратную сторону, чтобы вернуться домой.
5. “Завершенный круг” - ребятишек подвозит мужик на телеге, они возвращаются в Пески, где их встречают родители и каждого по-своему наказывают.